Курсовая работа: Построение математической модели оптимального управления обеспечивающего мягкую посадку при
|
Название: Построение математической модели оптимального управления обеспечивающего мягкую посадку при Раздел: Рефераты по математике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||
| Исходные данные к курсовому проекту Рассматривается последний этап посадки космического аппарата (КА) на планету. При построении математической модели предположим: 1) посадка осуществляется по нормали к поверхности планеты, планета неподвижна и в районе посадки плоская; 2) на КА действуют сила тяжести G=mg, причем g=const и сила тяги 3) аэродинамические силы отсутствуют. Уравнения движения КА могут быть представлены в виде:
или в нормальной форме:
Здесь введены обозначения:
Граничные условия имеют вид:
причем Т заранее неизвестно. Требуется найти программу управления u*(t), обеспечивающую мягкую посадку при минимальном расходе топлива, то есть Исходные данные для расчетов
Ускорение силы тяжести для планеты g=1,62 м/с2 , величина с=3000 м/с. Задание к курсовому проекту 1.) Составить гамильтониан Н, воспользовавшись необходимыми условиями оптимальности для задачи Майера. 2.) Из условия максимизации Н по u найти оптимальное управление. 3.) Получить каноническую систему уравнений и в результате прийти к краевой задаче, для которой в момент t=0 заданы компоненты x0 , x1 , x2 , а в момент t=T‑компоненты x1 , x2 , ψ0 . 4.) Из условия Н(Т)=0 получить соотношение для определения неизвестного времени Т. 5.) Произвести анализ необходимых условий оптимальности, начав с исследования возможности существования особого вырожденного управления, то есть случая, когда функция переключения
Доказать, что Кu не может обратиться в нуль на конечном интервале времени и, следовательно, особого управления в данной задаче не существует. Показать, что Кu есть монотонная функция t. Рассмотреть четыре возможных случая: а) Ku
>0 для всех б) Ku
<0 для всех в) Ku
>0 для г) Ku
<0 для Показать, в каких случаях (из физических соображений) мягкая посадка невозможна, в каком из реализуемых случаев расход топлива меньше. Получить программу оптимального управления, когда до некоторого момента t1 управление отсутствует u*=0, а начиная с t=t1 , управление равно своему максимальному значению u*=umax , что соответствует минимальному расходу топлива. 6.) Решить каноническую систему уравнений, рассматривая ее для случаев, когда Приравнивая х1 (Т) и х2 (Т) нулю, получить два уравнения относительно t1 и Т. Таким образом, краевую задачу свести к системе, состоящей из двух нелинейных уравнений относительно двух неизвестных t1 , Т. Составить программу расчета. Получив решение этой системы, решить полностью исходную задачу программирования оптимального управления мягкой посадкой КА на планету. В заключение следует построить фазовую траекторию спуска КА и определить конечную массу m(Т). Выполнение задания курсового проекта Нам известно, что
m – масса космического аппарата;
То есть, масса · ускорение = сумме сил, действующих на аппарат. β – секундный расход массы m: Расход массы обеспечивает силу тяги двигателя (P=c·β), ее можно менять в пределах
Наш критерий оптимизации
Начальный момент времени t=0, конечный момент времени – момент посадки КА (момент столкновения с планетой) t=T.
Тогда критерий оптимизации:
Теперь необходимо написать уравнение состояния системы. Для этого нужно ввести переменные состояния и входную переменную. Порядок дифференциального уравнения n=3, отсюда 3 уравнения состояния:
Выберем управление:
Подставляем уравнения состояния, получим: так как
Критерий оптимизации:
Введем переменные х0 и хn+1 (то есть х4 ).
Тогда основные уравнения состояния:
Составим гамильтониан Н:
Оптимальному управлению соответствует максимум функции Гамильтона в заданной области возможных управлений. Причем этот максимум равен нулю. То есть нужно добиться максимума этой функции, меняя u1 . Это и будет оптимальное управление. Для функций ψi
тоже получим сопряженные уравнения, которые имеют вид
следовательно производная равна нулю;
Итак, нужно найти максимум гамильтониана:
Функция переключения:
Используя для вычислений Mathcad, получим оптимальное управление:
Таким образом оказалось, что оптимальное управление должно осуществляться на предельных ресурсах. То есть либо двигатель должен быть совсем выключен (при Ku <0), либо включен на максимальную мощность (при Ku >0). Посмотрим, как меняется функция переключения Кu во времени:
Для определения ψ1 и ψ2 решаем сопряженные уравнения:
Итак,
Масса КА всегда положительна, а с=3000 = const – величина постоянная, поэтому производная Рассмотрим четыре возможных случая: а)
Ku
>0 для всех б)
Ku
<0 для всех в)
Ku
>0 для г)
Ku
<0 для В случаях б) (когда двигатель КА выключен на всем протяжении посадки) и в) (когда двигатель включен на максимальную мощность до какого-то момента времени t=t*, а затем полет происходит с выключенным двигателем до самой посадки) – говорить о мягкой посадке не приходится. Эти варианты означают падение КА на планету. Поэтому оптимальными (и вообще допустимыми) их считать нельзя. Следовательно, остаются два реализуемых варианта – а) и г) . И оптимальное управление предполагает либо всё время включенный на максимальную мощность двигатель, либо полет с выключенным двигателем до какого-то момента t=t*, а затем полет с двигателем, включенным на максимальную мощность до момента посадки. Естественно, что во втором случае (г) расход топлива меньше, так как часть пути проделывается с выключенным двигателем. Поэтому оптимальным управлением в данной ситуации можно считать полет с выключенным двигателем, затем происходит включение двигателя и полет продолжается с двигателем, включенным на максимальную мощность. Итак, оптимальному управлению соответствует
На первом участке полета, на котором u1 =0:
Рассмотрим второй участок полета u1 =7,083: Зададимся условием, что при t=t* (в момент включения двигателя):
На отрезке полета со включенным двигателем:
так как
Теперь, зная х3 , можно выразить х2 :
Теперь, зная х2 выразим х1 :
На отрезке пути h(t):
В момент посадки t=T высота и скорость должны быть равны нулю, то есть
Из второго уравнения системы выразим момент времени, на котором включается двигатель:
Подставим это выражение в первое уравнение системы, получим уравнение для нахождения времени полета T (оно же время посадки):
Для расчета времени полета Т воспользуемся программой Mathcad. На следующем листе приведены эти вычисления[1] : Теперь, зная Т и t*, можно определить конечную массу космического аппарата m(T):
Можно рассчитать высоту h (t*), на которой КА должен включить двигатели:
Таким образом, включение двигателей происходит на 3317-ой секунде полета на высоте около 67 км. от поверхности планеты. Тот же результат мы наблюдаем и на графике. [1] Все дальнейшие вычисления также производились в программе Mathcad |
;
;
. (Здесь
.)
.
, где t – текущее время.
;
;



;



;