Курсовая работа: Выбор и расчёт механизмов и систем гусеничного трелевочного трактора
|
Название: Выбор и расчёт механизмов и систем гусеничного трелевочного трактора Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»Факультет ТТЛП Кафедра " ЛМ и ТЛЗ" Специальность ЛИД Специализация ТЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ по дисциплине: " Лесотранспортные машины " Тема: " Выбор и расчёт механизмов и систем гусеничного трелевочного трактора" Исполнитель: студентка 3-го курса, группы 2, Статкевич Ю.В. Руководитель: ассист. Демидов В.А. Курсовая работа защищена с оценкой Руководитель Минск 2009 Содержание. Введение ……………………………………………………………………………..5 1.Назначение проектируемой машины и условия ее работы ……………………6 2.Выбор двигателя … ……………………………………………….....…………7 2.1 Определение мощности двигателя……………………………………….….7-8 2.2. Определение основных размеров двигателя……………………………....9-10 2.3. Построение внешней скоростной характеристики двигателя…………..11-13 3.Выбор основных узлов и передаточных чисел силовой передачи проектируемой машины …...………………………..……..14 3.1 Общие положения……………………………………………….......................14 3.2 Выбор передаточных чисел силовой передачи гусеничного трактора.....15-17 3.3. Сцепление……………………………………………………….………….….18 3.4. Коробки передач………………………………………………...................18-21 3.5. Карданные передачи…………………………………………………….….…21 3.6. Главные передачи………………………………………………..…................21 3.7. Полуоси и колесные редукторы……………………………………………...21 3.8. Ходовая часть…………………………………………………….………...22-23 3.9. Механизмы управления…………………………………….…………............23 3.10Тормоза………………………………..…………………………......................24 4.Тяговая и динамическая характеристики проектируемой машины ... ..23 4.1. Построение характеристик………………………………………..............23-25 4.2. Анализ тяговых свойств машины……………………………………...…25-26 5.Определение производительности проектируемой машины ………… ...27 5.1.Расчет сменной производительности гусеничного трелевочного трактора………………………………………………………………..…………....27 5.2. Расчет годовой производительности……………………………………...…28 Заключение……………………………………………………………………..…..29 Литература………………………………………………………………………......30 Реферат Трактор, Мощность, Двигатель, Коробка передач, Сцепление, Трансмиссия, Скорость, Момент, Нагрузка, Хлыст. Требуется : -изложить назначение проектируемой машины и условия ее работы; -выбрать тип двигателя, определить его максимальную мощность и основные размеры, построить скоростную характеристику; -обосновать и выбрать основные узлы трансмиссии; -выполнить расчет передаточных чисел силовой передачи машины, построить тяговую характеристику машины; -составить кинематическую схему силовой передачи с указанием сальников и подшипников; -рассчитать производительность лесотранспортной машины; Курсовая работа включает в себя пояснительную записку (27 листов), а также графики (скоростная характеристика двигателя и тяговая характеристика трактора) – 2 листа, кинематическая схема трансмиссии, формат (А1). Лесными машинами, в соответствии с типовой учебной программой дисциплины “Лесные машины”, называются применяемые в лесной промышленности машины для подвозки и вывозки леса. Лесные машины служат базой для большого семейства лесосечных, дорожно-строительных и других машин, используемых в лесной промышленности. Транспорт леса является составной, наиболее энергоемкой частью производственного процесса лесозаготовительного производства и включает подвозку (трелевку) и вывозку деревьев (хлыстов, сортиментов). Для трелевки применяются трелевочные тракторы и специальные машины, созданные на их базе, а для вывозки – лесовозные автомобили, тракторы, тепловозы. Режимы работы гусеничного трелевочного трактора во многом определяются технологическим процессом лесозаготовок. Рабочий цикл гусеничного трелевочного трактора с чокерной оснасткой включает следующие фазы: холостой ход, маневры перед сбором пачки, сбор пачки, грузовой ход, разгрузка пачки. В связи с этим особенностями работы лесных машин большое значение приобретают следующие требования: высокая надежность и топливная экономичность, хорошие динамические свойства и приспособляемость к неустановившимся режимам работы; быстрый и надежный запуск двигателя при низких температурах окружающего воздуха; необходимые тягово-сцепные и скоростные свойства, обеспечивающие эффективную работу в тяжелых условиях эксплуатации.
Трелевка – процесс перемещения заготовленной древесины от места заготовки к месту укладки ее в штабеля или погрузки на лесовозный транспорт. Возможны различные виды и способы трелевки заготовленной древесины. Чаще всего применяется механизированная трелевка, которая производится по трелевочным волокам, прокладываемым по лесосеке. Трелевочный волок – это простейший временный транспортный путь на лесосеке, по которому заготовленная древесина доставляется из лесосеки на погрузочный пункт или верхний склад. Наибольшее применение получила тракторная трелевка древесины. В Беларуси почти вся заготовленная древесина трелюется тракторами. Благодаря мобильности тракторов древесину можно трелевать к любому пункту лесовозной дороги в равнинной и слабохолмистой местности (уклон до 15º) на лесосеках с удовлетворительной и хорошей несущей способностью грунтов. На лесозаготовках в Беларуси применяются трелевочные тракторы с канатно-чокерным оборудованием: ТЛТ-100А, ТТ-4М, МТ-5 и др.; с гидроманипулятором: ТБ-1М, ЛП-18Д, МЛ-107; с почковым клещевым захватом: МЛ-136, МЛ-131, ЛТ-189М, МЛ-104. В данной курсовой работе в качестве прототипа выбираем гусеничный трелевочный трактор ТЛТ-100А. Трактор ТЛТ-100А предназначен для сбора и трелевки деревьев и хлыстов за вершины или комли в полупогруженном положении в равнинной или слабохолмистой местности (уклон до 14º) со слабой, удовлетворительной и хорошей несущей способностью грунтов. Трактор ТЛТ-100А рекомендуется применять в тонкомерных и средней крупности лесонасаждениях (средний объем хлыста 0,14-0,5 м³). Благодаря увеличенной опорной поверхности гусениц трактор обладает хорошей проходимостью, поперечной и продольной устойчивостью. 2.1 Определение мощности двигателя Мощность двигателя лесотранспортной машины определяется по формуле׃
где Рк – касательная сила тяги на ведущих органах тягача, потребная для преодоления силы сопротивления движению лесотранспортной машины, Н; v– скорость движения, км/ч; ηтр – механический КПД трансмиссии; ηг – коэффициент, учитывающий потери на ведущей звездочке. Касательная сила тяги определяется из уравнения тягового баланса׃ РК =∑РСОПР =Р f ±Рi ±Pj +Pw +Pkp Для наиболее характерных способов транспортировки древесины расчетная формула для нахождения Рк будет иметь следующий вид (трелевка в полупогруженном состоянии)׃ Рк =(G+Q1 )·(f1 +i)+Q2 ·(f2 +i), где G – сила веса тягача, Н; Q1 – сила веса части пакета, размещенной на тягаче и увеличивающей его сцепной вес, Н; f1 – коэффициент сопротивления качению тягача; i – уклон дороги (волока); Q2 – сила веса части пакета, размещенной на полуприцепе или волочащейся по земле, Н; f2 – коэффициент сопротивления качению пачки. При трелевке деревьев в полупогруженном состоянии на гусеничных тракторах׃ Q = Qгр·0.780·g; Q1=Q2 =Q/2; В нашем случае: Q = 9.2·0.780·10 =78кН; Q1 = Q2= 78000/2=39 кН; Коэффициенты сопротивления движению f1 и f2 в зависимости от типа дороги, способа транспортировки, вида тягача и подвижного состава выбираем из приложения. В связи с небольшим диапазонов изменения ηтр и ηг мощность двигателя будет предопределяться величинами РК и v. Эксплуатация лесотранспортных машин происходит в сложных условиях, когда значения РК и v изменяются в широких пределах из-за резкого колебания коэффициентов сопротивления движению, состава, размера и силы веса транспортируемых пачек. Поэтому мощность двигателя определяется для трех следующих вариантов׃ Условия для определения мощности двигателя. Таблица 2
РК1 =(141000+39100)·(0,11+0,1)+39100·(0,37+0,1)=56875,8 Н. РК2 =(141000+39100)·(0,02+0,07)+39100 ·(0,02+0,34)=56605,7 Н. РК3 =(141000+39100) ·(0+0,03)+39100·( 0+0,3)=46530 Н. Для последующих расчетов будем принимать наибольшее значение мощности.
Максимальная мощность – Ne = 144,5 кВт К настоящему времени степень совершенства поршневых карбюраторных и дизельных двигателей достигла высокого уровня. Возможность применения на транспортной машине двигателя того или иного типа должна определяться ее весовыми, тяговыми, скоростными, эксплуатационными свойствами. По ряду показателей дизели несколько уступают карбюраторным двигателям. Они имеют большие габариты и массу, пониженную приспособляемость на режимах перегрузки, затрудненный запуск при низких температурах, более высокую стоимость изготовления и требуют более высокого профессионализма в обслуживании и ремонте. Но дизельный двигатель по сравнению с карбюраторным имеет более высокий крутящий момент с одинаковыми геометрическими параметрами двигателей. Топливная экономичность дизеля на 20-30% выше карбюраторных ДВС. По справочнику из ряда дизельных тракторных двигателей с учетом расчетной мощности Ne = 144,5 кВт, выбираем двигатель. Наиболее подходящий двигатель Д-260.2. Предоставим основные характеристики данного двигателя׃ Дизельный двигатель с непосредственным впрыском; n=2100 об/мин; i=6р; d=110 мм; S=125 мм; vh =4750 см³; Е=15; G=750 кг; ge н =218 г/кВт·ч. N=154а=0,904 в=1,096 2.3 Определение основных размеров двигателя Основными параметрами двигателя является диаметр цилиндра в и ход поршня S. Определение диаметра цилиндра (мм) производится по формуле:
Где: τ- число тактов рабочего цикла, принимаем τ=4; Ne- эффективная мощность; Ψ –отношение хода поршня к диаметру цилиндра, принимаем Ψ=1.13; Pe – среднее эффективное давление, для дизеля Pe=0.65; i – Число цилиндров; n – Частота вращения коленчатого вала двигателя; По прототипу выбирается: τ,I, Ψ, Pe, n; При определении d, в формулу следует подставить величину Pe, увеличивают на 3-5%. Подставляем значение в формулу:
Принимаем в = 175 мм; Определяем S и Ψ для нашего двигателя: S = Ψ·d = 1.13· 175 = 197,7; Принимаем S = 197 мм. Теперь рассчитываем эффективную мощность двигателя:
В нашем случае:
2.4 Определение основных параметров двигателя Определим литровую мощность двигателя (кВт/л); Nл = Ne / Vh · I, где Ne = 154кВт; I = 6; Vh = Nл = 154/3 · 6 = 9 кВт/л; Определим удельный вес двигателя: Gу = Gд / Ne; Gд = 750кг; Ne = 154кВт; Gу = 750 / 154 = 5,2 кг/кВт; Определим среднюю скорость поршня м/c; Cм = S · n / 30, где S = 197 мм; n = 2100 об/мин.; См = 197,7 · 2100 / 30 = 13,8м/с; 2.5. Построение внешней скоростной характеристики двигателя Скоростная характеристика двигателя с некоторым приближением может быть построена по эмпирическим формулам С. Р. Лейдермана׃ Для дизеля: n=0.5neн
Ne н – максимальная мощность двигателя, кВт.; n – искомая частота вращения коленчатого вала, об/мин. ne н – частота вращения, соответствующая максимальной мощности, об/мин Me – крутящий момент двигателя, Н·м. ge н – удельный расход топлива при максимальной мощности двигателя. А, В, Ао , Во , Со – постоянные коэффициенты Лейдермана.
Данные расчетов представлены в виде таблицы. Зависимости эффективных параметров двигателя от частоты вращения коленчатого вала Таблица 2.1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| n, об/мин | Me , Нм | Передачи КПП | |||||
| i1 =1,2 | i2 =0,96 | ||||||
| k1 =40 | k2 =32 | ||||||
| Va , км/ч | Pk , Н *103 | Pw , Н *103 | Va , км/ч | Pk , Н *103 | Pw , Н *103 | ||
| 1050 | 798,4 | 2,6 | 97143 | - | 3,2 | 77714 | - |
| 1260 | 810,4 | 3,1 | 98603 | - | 3,9 | 78883 | - |
| 1470 | 792,8 | 3,6 | 96462 | - | 4,5 | 77169 | - |
| 1680 | 735,35 | 4,1 | 89472 | - | 5,2 | 71577 | - |
| 1890 | 759,6 | 4,68 | 92422 | - | 5,8 | 73938 | - |
| 2100 | 700,3 | 5,2 | 85207 | - | 6,5 | 68166 | - |
| i3 =0,76 | i4 =0,61 | i5 =0,4 | ||||||
| k3 =25,6 | k4 =20,4 | k5 =16,3 | ||||||
| Va , км/ч | Pk , Н | Pw , Н | Va , км/ч | Pk , Н | Pw , Н | Va , км/ч | Pk , Н | Pw , Н |
| 4,06 | 62171,9 | - | 5,1 | 49543 | - | 6,3 | 39586 | - |
| 4,88 | 63106,4 | - | 6,1 | 50287 | - | 7,6 | 40181 | - |
| 5,6 | 61735 | - | 7,1 | 49195 | - | 8,9 | 39308,4 | - |
| 6,5 | 57262 | - | 8,1 | 45630 | - | 10,2 | 36459,9 | - |
| 7,3 | 59150 | - | 9,1 | 47135 | - | 11,4 | 36707,3 | - |
| 8,1 | 54532,8 | - | 10,1 | 43455 | - | 12,7 | 37662,2 | - |
4.2. Анализ тяговых свойств машины
В условиях эксплуатации возможности движения транспортной системы на той или иной передаче ограничиваются мощностью двигателя (т.е. способностью машины развить на данной передаче силу тяги, равную или большую действующей силы сопротивления) и силами сцепления (т.е. возможностью машины реализовать эту силу тяги на ведущих органах без буксования).
Эта возможность может быть выражена следующей зависимостью׃
Ра ≥ ∑Рсопр ≤ Рφ
где ∑Рсопр – суммарная сила сопротивления дороги.
Очевидно, при равномерном движении Ра =∑Рсопр , а при ускоренном Ра >∑Рсопр .
Сила тяги по сцеплению зависит от состояния дорожного покрытия и типа двигателя, определяющих величину коэффициента сцепления φ, а также от нагрузки, приходящейся на ведущие органы машины (сцепной силы веса) Gск ׃
Рφ = Gск · φ
Анализ зависимости показывает, что движение транспортной системы на данной передаче возможно при следующих условиях׃
1. Сумма сил сопротивления не превосходит по своей величине значение свободной силы тяги Ра , которую машина способна развить на данной передаче.
2. Сила тяги Ра , подводимая к ведущим органам, не превышает силы тяги Рφ ограничиваемой по сцеплению.
3. При Ра >∑Рсопр и отсутствии сил по сцеплению обеспечивается ускоренное движение.
4. Для движения с равномерной скоростью при переменной величине ∑Рсопр , необходимо изменить форсировку двигателя изменением подачи топлива автоматически (с помощью регулятора) или вручную (дроссельной заслонкой) в соответствии с изменением ∑Рсопр так, чтобы Ра =∑Рсопр .
Тяговая характеристика характеризует способность машины развивать на различных передачах при полной форсировке двигателя предельные значения силы тяги или динамического фактора при соответствующей скорости движения.
Рассмотрим задачи, решаемые с помощью тяговой характеристики для некоторых условий.
Тяжелые условия׃ f2 =0,37; f1 =0,11; i=0,1; φ=1. Для заданных условий׃
∑Рсопр =(G+Q1 )·(f1 +i)+Q2 ·(f2 +i)=(141+39)·(0,11+0,1)+39·(0,37+0,1)=56,13кН
Рφ = Gск · φ=(G+Q1 )·φ=(141+39)·1=180кН.
Ограничение по сцеплению отсутствует, т.к. Рφ >∑Рсопр . Равномерное движение возможно на 1-й,2-й передачах, т.к ∑Рсопр > PaV .
После преодоления подъема и перехода на горизонтальный участок потребная сила уменьшится и будет составлять׃
Ра =∑Рсопр =(G+Q1 )·f1 +Q2 ·f2 =(141+39)·0,11+39·0,37=34,2кН.
При таком суммарном сопротивлении появится возможность перехода на 3-ю передачу.
Движение трактора порожнем при f1 =0; i=0 (легкие условия) возможно на всех передачах, в том числе и на пятой с максимальной скоростью vа =11 км/ч.
∑Рсопр ==Q2 ·f2 =39·0,37=14,4 кН.
Переход на 4-ю передачу потребуется при преодолении подъема׃

5. Производительность трактора
Под производительностью лесотранспортных машин понимается количество кубических метров стрелеванной или вывезенной древесины за смену или год. В соответствии с этим производительность различают сменную или годовую.
Сменную производительность (Псм ) в общем виде на трелевке определяют по формуле׃

где Т – производительность смены (420 мин);
Тпз – время на подготовительно-заключительные работы, мин;
Тц – время цикла, мин;
Q – рейсовая нагрузка, м³.
5.1. Расчет сменной производительности трелевочного трактора
Подготовительно-заключительное время (Ппз ) при трелевке принимается одинаковым для всех моделей гусеничных машин и равным 20 мин.
Время цикла определяется по формуле׃
Тц =L·Т1 +Т2 ,
Где L – расстояние трелевки, км;
Т1 – время пробега одного км в обоих направлениях по волоку, мин/км;

vгр и vп – рабочие скорости движения машины с грузом и в порожняком соответственно, км/ч;
Т2 – время на погрузочно-разгрузочные работы, мин.
![]()
Тц =0,25·18+25=29,54 мин.
Тогда производительность равна׃
![]()
5.2. Расчет годовой производительности
Годовая производительность лесотранспортных машин может быть подсчитана по формуле׃
Пгод =Псм ·365·Ксм · Ктг·Кпер·Кисп,
где Ксм – коэффициент сменности по режиму работы машины (на трелевке 1-2), Ктг – коэффициент технической готовности машин (0,8-0,9), Кпер – коэффициент, учитывающий возможный рост производительности машины (1,05-1,15), Кисп – коэффициент использования исправных машин данного вида по режиму работы (0,75-0,85).
Пгод =124,5·365·1,05·0,85·1,1·0,8=35747,8 м³/год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе, согласно заданию, были проведены расчеты:
− по определению мощности двигателя,
− по определению основных размеров двигателя,
− по определению производительности проектируемой машины.
Проведена работа:
− по выбору основных узлов и передаточных чисел силовой передачи проектируемой машины,
− по построению внешней скоростной характеристики двигателя,
− по построению тягово-динамических характеристик проектируемой машины.
Данный гусеничный трелевочный трактор имеет двигатель мощностью в 154 кВт, 5-ступенчатую коробку передач, радиус ведущей звездочки равен 0,238 м.
Рассчитана производительность гусеничного трелевочного трактора
и годовая производительность Пгод=35747,8 м³/год
Литература.
1. Тяговые машины и подвижной состав лесовозных дорог. Под ред. проф. М. И. Зайчика. — М.: Лесная промышленность. 1967.
2. Автомобильные и тракторные двигатели: Часть 1. Под ред. И. М. Ленина.— М.: Высшая школа, 1976;
3. Боровский Б. Е. и др. Справочная книга автомобилиста.— Л. 1979.
4. Чудаков Е. А. Теория автомобиля.— М.: Машгиз, 1960.
5. Львов Е. Д. Теория трактора.— М.: Машгиз, 1960.
6. Деркаченко В. Г. Оформление пояснительной записки и графического материала в дипломном и курсовом проектировании.— Л.: ЛТА, 1979.
7. Анисимов Г. М. и др. Расчет элементов тяговых машин. Методические указания с элементами НИРС по расчету агрегатов и узлов тяговых машин.— Л.: ЛТА, 1982.
8. Гольдберг А. М. Особенности расчета и теории двигателей лесотранспортных машин.— Л.: ЛТА, 1978.
9. Горбачевский В. А. Эксплуатация машин и механизмов на лесозаготовках.— М.: Лесная промышленность, 1980.
10. Лесотранспортные машины .Учебно-методическое пособие по курсовому и дипломному проектированию. А.Р. Гороновский, В. Н. Лой, С. П. Мохов.
1. Назначение гусеничного трелевочного трактора и условия его эксплуатации
2. Выбор двигателя
,

;
;
кВт;
;
;
;
;





































.