Курсовая работа: Разработка обоснованного проекта устойчивого борта карьера
|
Название: Разработка обоснованного проекта устойчивого борта карьера Раздел: Рефераты по геологии Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования Российской Федерации Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И. Носова Факультет горных технологий и транспорта Кафедра открытой разработки месторождений полезных ископаемых Курсовая работа по дисциплине "Основы геомеханики" по теме: "Разработка обоснованного проекта устойчивого борта карьера" Проверил: доцент, канд. тех. наук Черчинцева Т.С. Выполнил: студент группы 0905 Бондарев К.О. Магнитогорск 2008 Содержание 1. Условия залегания и физико-механические свойства пород массива 1.1 Определение коэффициента структурного ослабления и удельного сцепления пород в массиве 1.2 Обоснование угла внутреннего трения и удельного веса пород в массиве 1.3 Усреднение физико-механических свойств массива 2. Обоснование устойчивого результирующего угла откоса борта карьера 2.1 Определение расчетных усредненных свойств массива 2.2 Определение проектного угла устойчивого плоского откоса
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|

Скальные породы сильнотрещиноватые
| Скальные породы сильнотрещиноватые |
|
|
|
|
|
Рисунок 1 Поперечное сечение месторождения по лежачему боку залежи: А -нижняя бровка проектного борта карьера; Н - высота борта карьера
Таблица 1.
Исходные данные
| Номер варианта | 1 |
| Глубина карьера, Н, м | 360 |
| Мощность песчано-глинистых отложений, m1 , м | 15 |
| Мощность сильнотрещиноватых скальных пород, m2 , м | 200 |
| Срок службы карьера, лет | 25 |
Таблица 2.
Физико-механические свойства образцов пород и их структурные особенности в массиве
| Тип пород и их свойства | |||
| Песчано-глинистые отложения | Сильно трещиноватые скальные | Средне трещиноватые скальные | |
| Удельный вес |
0,025 | 0,034 | 0,035 |
| Удельное сцепление С0 , МПа | 0,03 | 11,4 | 11,6 |
| Угол активного внутреннего трения |
21 | 33 | 30 |
| Среднее расстояние между трещинами, |
- | 0,24 | 0,5 |
1. Условия залегания и физико-механические свойства пород массива
1.1 Определение коэффициента структурного ослабления и удельного сцепления пород в массиве
Так как свойства пород заданы для образцов пород, их необходимо пересчитать на условия массива.
Удельное сцепление - это прочность породы на сдвиг, то есть минимальное касательное напряжение, при котором происходит смещение одной части породы по отношению к другой.
Интенсивность трещиноватости
- это количество трещин, приходящихся на 1 погонный метр массива
, где
- среднее расстояние между трещинами всех систем, м.
Коэффициент структурного ослабления можно определить эмпирической формулой
,
где а - коэффициент, учитывающий прочность образца (Со) и характер трещиноватости, Н - высота откоса, для которого производятся геомеханические расчеты, м. Глинистые наносы можно считать монолитными, для них Ксо = 0,8 и сцепление их в массиве снижается незначительно.
Степень снижения прочности характеризуется величиной коэффициента структурного ослабления
, где С, Со - удельное сцепление пород в массиве и образце соответственно, МПа. Зная Ксо
, можно вычислить для всех типов скальных пород их удельное сцепление в массиве
С = Ксо * Со.
Результаты вычислений представлены в таблице 3.
1.2 Обоснование угла внутреннего трения и удельного веса пород в массиве
Угол внутреннего трения пород
- это угол предельного равновесия, при котором одна часть породы относительно другой находится в равновесии при полном отсутствии сцепления между этими частями. Для снижения влияния ошибки в расчете сил трения, которая может привести к завышению расчетной устойчивости откоса, принимают величину tg
всех типов пород в расчетах на 10% ниже: tg
= 0.9 * tg
, откуда
= arctg (0.9*tg
).
Удельный вес пород
в равной степени оказывает влияние на величину как касательных (разрушающих) сил, так и сил трения, поэтому в расчетах принимается
=
.
Результаты расчетов свойств пород в массиве занесены в таблицу 3 и в таблицу на схеме.
Таблица 3.
| в образце | в массиве | |||||||||
| породы | Со | l | Kсо | C | а | |||||
| Песчано-глинистые отложения | 0,03 | 21 | 0,025 | - | - | 0,8 | 0,02 | 0 | 19 | 0,025 |
Сильно трещиноватые скальные |
11,4 | 33 | 0,034 | 0,24 | 4,17 | 0,04 | 0,49 | 3 | 30,3 | 0,034 |
| Средне трещиноватые скальные | 11,6 | 30 | 0,035 | 0,5 | 2,0 | 0,05 | 0,56 | 3 | 27,5 | 0,035 |
1.3 Усреднение физико-механических свойств массива
Из т. А (нижняя бровка откоса) проводим линию плоского откоса АВ под углом к горизонтали
. Дугу линии скольжения проводят следующим образом: от верхней бровки откоса В отмеряют 0,25*Н - 0,25* 360 = 90 м, по верхней площадке (т. С). Из конца этого отрезка проводят луч под углом сдвига наиболее прочных пород массива
к вертикали, или 300
. Из нижней бровки проводят луч под тем же углом к откосу. Пересечение перпендикуляров, восстановленных к этим лучам в т. А и В, указывает центр дуги линии скольжения. Призма САВ является участком усреднения свойств пород.
Усредненная величина удельного сцепления
,
где С1. .3 - удельное сцепление пород, l1. .3 - длина участков линии скольжения:
По схеме находим: l1 =24 м, l2 = 200 м, l3 = 350 м
Тогда
=0,51 МПа
Усредненный удельный вес пород
,
где
- удельный вес пород всех типов, m1,2,3
-
вертикальная мощность пластов пород всех типов:
![]()
![]()
Средний по блоку удельный вес определяется как средневзвешенный в соответствии с долевым участием разных типов пород
,
где S1,2,3 - площадь блока, занимаемая различными породами, Si - общая площадь i- го вертикального блока.
0,025 мН/м3
![]()
= 0,033 мН/м3
![]()
0,0345 мН/м3
Величина нормального напряжения
, где
- средний по i-му вертикальному блоку удельный вес пород, МН/м3
, hi
- высота i-го блока, м,
- угол между направлением
и вертикалью.
= 0,025 * 14 * cos2
52є = 0,13 мН/м2
= 0,033 * 128 * cos2
45є = 2,11 мН/м2
= 0,0345 * 130 * cos2
25є = 3,68 мН/м2
Усредненный угол внутреннего трения
![]()
= 28,3є
Результаты расчетов усредненных показателей заносим в таблицу на схеме.
2. Обоснование устойчивого результирующего угла откоса борта карьера
2.1 Определение расчетных усредненных свойств массива
Коэффициент запаса устойчивости - это величина, показывающая относительное превышение прочности массива по сравнению со сдвигающимися напряжениями. Для карьеров со сроком службы до 25 лет можно принять Кзу=1,3, более 25 лет - Кзу =1,4.
По условию срок службы карьера 25 лет, значит, Кзу = 1,3.
Для определения угла откоса борта с заданным запасом используют известную зависимость H = f (a), где Н - высота откоса, а = его угол, Кзу = 1.
Параметры определим по расчетным механическим свойствам:
= 0,51/1,3 = 0,39 МПа
= arctg (tg 28,3є / 1,3) = 22,5є
Расчетная высота вертикального обнажения пород:
= (2*0,39/0,034) *ctg (45є - (22,5є /2)) = 34 м
H' = Н / Н90 (р) = 360/35 = 10,59
2.2 Определение проектного угла устойчивого плоского откоса
По величине H' и
на графике Фисенко определяем угол устойчивого откоса
=35є.
На схеме поперечного сечения месторождения строим результирующую линию устойчивого откоса борта под углом
.
3. Построение наиболее вероятной линии скольжения в проектном борту
Это теоретически обоснованное положение поперечного сечения поверхности, по которой деформация сдвига пород откоса вероятна в наибольшей степени, то есть расчетная величина коэффициента запаса устойчивости по ней является минимальной.
Определим фактическую высоту вертикального обнажения усредненных пород массива
=
= 50 м
На глубине Н90 от верхней площадки борта проводим горизонтальную линию.
Из верхней бровки откоса опустим вертикальный луч, который является линией направления наибольшего главного напряжения в точке а, из которой проводят луч под углом сдвига
= 45є - 28,3є/2 = 30,85є к вертикали. Этот угол является постоянной величиной, определяющей в каждой точке массива направление касательных напряжений (сдвига) по отношению к направлению наибольших главных напряжений.
Средний угол наклона дуги линии скольжения
= (35+28,3) /2= =31,65є.
Вертикаль из т. в показывает вероятное положение трещины отрыва при деформации откоса. Размер площадки fc называют шириной призмы скольжения.
4. Расчет общей устойчивости проектного плоского откоса борта
Использование усредненных свойств пород в расчетах обуславливает значительные ошибки в определении угла откоса с заданными Кзу. Поэтому требуется проверка проектного откоса по условию его устойчивости.
Для откосов, сложенных разнопрочными породами, для расчета величины коэффициента запаса устойчивости обычно используют "метод алгебраического сложения сил".
Расчет сил в блоках выполнен по формулам:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Таблица 4.
Расчет сил по линии скольжения
| Номер блока i | Ширина В, м | Высота h, м | Удельный вес пород γ, мН/м3 | Сила тяжести Р, мН | Угол сдвига β, град | Касательная сила Т, мН | Нормальная сила N, мН | Угол внутреннего трения φ, град | Сила трения Fт, мН | Удельное сцепление С, МПа | Длина основания блока L, м | Сила сцепления Fс, мН |
| 1 | 50 | 50 | 0,034 | 85 | 48 | 63,2 | 56,9 | 30,3 | 33,2 | 0,49 | 76 | 37,2 |
| 2 | 51 | 70 | 0,034 | 121,4 | 47 | 88,8 | 82,8 | 30,3 | 48,4 | 0,49 | 72 | 35,3 |
| 3 | 50 | 82 | 0,034 | 139,4 | 40 | 89,6 | 106,8 | 30,3 | 62,4 | 0,49 | 66 | 32,3 |
| 4 | 52 | 88 | 0,035 | 160,0 | 37 | 96,4 | 127,9 | 27,5 | 66,6 | 0,56 | 65 | 36,4 |
| 5 | 50 | 89 | 0,035 | 155,8 | 33 | 84,9 | 130,7 | 27,5 | 68,0 | 0,56 | 60 | 33,6 |
| 6 | 50 | 83 | 0,035 | 145,3 | 25 | 61,4 | 131,7 | 27,5 | 68,6 | 0,56 | 57 | 31,9 |
| 7 | 51 | 71 | 0,035 | 126,7 | 22 | 47,5 | 117,5 | 27,5 | 61,2 | 0,56 | 55 | 30,8 |
| 8 | 52 | 55 | 0,035 | 100,1 | 19 | 32,6 | 94,6 | 27,5 | 49,2 | 0,56 | 55 | 30,8 |
| 9 | 51 | 37 | 0,035 | 66,0 | 15 | 17,1 | 63,8 | 27,5 | 33,2 | 0,56 | 53 | 29,7 |
| 10 | 50 | 27 | 0,035 | 47,3 | 11 | 9 | 46,4 | 27,5 | 24,2 | 0,56 | 51 | 28,6 |
| Сумма сил | - | - | - | - | - | 590,5 | 515,0 | 326,6 |
Коэффициент запаса устойчивости
, где ![]()
-
удерживающие силы: сумма сил трения и сумма сил сцепления соответственно,
- сдвигающие силы: сумма касательных сил, МН.
=
= 1,43
Принятый проектный угол откоса борта
удовлетворяет условию устойчивости откоса с усредненными свойствами пород.
5. Расчет местной устойчивости проектного откоса из глинистых пород
Прочность усредненных пород значительно выше прочности пород наносов, поэтому часть откоса принадлежащая слабым породам, требует проверки его устойчивости и соответствующей корректировки борта.
Расчет коэффициента запаса местной устойчивости этой части откоса можно выполнить методом "касательных напряжений".
=
= 2,2 м
= 45є - 19є/2 = 35,5є
= (35+19) /2= =27є.
Вычертим схему поперечного сечения части откоса по глинистым наносам в масштабе 1: 200 или 1: 500, построим наиболее вероятную линию скольжения, используя свойства глинистых наносов и высоту, равную их вертикальной мощности m1. Наметим равномерно расположенные расчетные точки линии скольжения 0,1,. .6. и рассчитаем для каждой точки:
Касательные напряжения ![]()
Сопротивление пород сдвигу ![]()
Все результаты замеров и расчетов заносим в таблицу 5.
Таблица 5
Касательные напряжения и сопротивление сдвигу
| номер расчетной точки | высота пород над точкой h, м | угол сдвига β, град | сопротивление пород сдвигу, МПа | касательные напряжения, МПа |
| 0 | 0 | 4 | 0,02 | 0,00 |
| 1 | 3,2 | 12 | 0,046 | 0,016 |
| 2 | 5,2 | 24 | 0,057 | 0,048 |
| 3 | 6,0 | 37 | 0,053 | 0,072 |
| 4 | 5,8 | 46 | 0,044 | 0,073 |
| 5 | 3,5 | 55 | 0,03 | 0,041 |
| 6 | 2,2 | 90 | 0,02 | 0,00 |
Строим координатную сетку, у которой горизонтальной осью служит развертка линии скольжения, вертикальная - ось касательных напряжений, и эпюры
и
по полученным результатам (таб.5).
Замеряем площади построенных эпюр и определяем коэффициент запаса устойчивости
= 60,9/63,1 = 0,97
Если расчетный Кзу <1.5, то следует уменьшить угол откоса на песчано-глинистых породах.
Принимаем Кзу = 1.5
=
= 1,3 м
= arctg (tg 19є / 1,5) = 12,9є
= 0,02/1,5 = 0,013 МПа
Относительная высота откоса:
H'гл = Нгл / Нгл 90 (р) = 15/1,3 = 11,5
По величине H'гл и φр гл определяем угол αгл = 20є по графику Фисенко - зависимости между высотой и углом плоского откоса.
В соответствии с полученными результатами отстраиваем верхнюю часть борта карьера под углом
на общей схеме.
В результате всех предыдущих расчетов и построений получаем результирующую линию откоса борта. Полный проект борта по заданному разрезу необходимо отстроить с конструктивными элементами: уступами и горизонтальными площадками.
Заключение
В ходе выполнения данной работы были проведены геомеханические исследования, включающие в себя изучение физико-механических свойств массива; взаимосвязь напряжений и деформаций пород в массиве; геологические структурные особенности залегания пород. А также были рассмотрены некоторые инженерные методы расчета устойчивости пород.
В результате были обоснованы параметры устойчивости откосов борта карьера и его уступов.