Реферат: Экономическая характеристика деятельности Кугесьского райпо
|
Название: Экономическая характеристика деятельности Кугесьского райпо Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Содержание 1. Экономическая характеристика деятельности Кугесьского райпоКугесьское районное потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, - созданное по территориальному признаку на основе членства путем объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Кугесьское районное потребительское общество (далее по тексту - общество или Райпо)- юридическое лицо, является некоммерческой организацией, имеющей самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать и другие реквизиты. Место нахождения общества: 429500, Чувашская Республика, Чебоксарский район, п. Кугеси, ул. Советская, 4. Кугесьское районное потребительское общество создается на неопределенный срок. Целью общества является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. Для выполнения указанной цели общество осуществляет: - оптовую, розничную торговлю, в том числе путем создания торговых баз, магазинов, коммерческих центров, ларьков, киосков, лавок на дому, по заказам, в кредит, круглосуточно; - производство и реализацию продукции научного, промышленного, культурно-оздоровительного, сельскохозяйственного назначения, продовольственных, промышленных товаров; - производство продукции сельскохозяйственного назначения на сепараторных пунктах, мельницах, крупорушках, зернодробилках, маслобойнях; - заготовительную деятельность, в том числе закупку всех видов· сельхозпродукции и сырья, а также сбор и реализацию сырья из дикорастущих лекарственных растений (кроме занесенных в Красную книгу России); Анализ финансово-экономического состояния Кугесьского райпо необходимо начать с общей характеристики состава и структуры активов (имущества) и пассивов (обязательств) баланса. Таблица 1 Оценка динамики, состава и структуры бухгалтерского баланса Кугесьеого райпо за 2005-2006 гг. (тыс. руб.)
В течение года внеоборотные активы увеличились незначительно - на 0.79 тыс. руб., что составило 0.79%. Это произошло в связи с сокращением незавершенного строительства- 58.95% и прочих активов. Рост основных средств оказался несущественным (6.68 %). Оборотные активы уменьшились на 10 тыс. руб., что составило 0.09%. Это связано со следующими изменениями в их структуре: запасы сократились на 321 тыс. руб.(3.31%), дебиторская задолженность возросла на 3.19%, денежные средства резко возросли в 4.9 раза (283 тыс. руб.). В пассиве наблюдается увеличение уставного капитала организации на 235 тыс. руб. и его рост составил 68.31%. Также сократилась и нераспределенная прибыль на 10284 тыс. руб. (59.34%).Все это говорит об улучшении финансового положения райпо. Также следует отметить сокращение кредиторской задолженности на 4426 тыс. руб. Используя данные баланса оценим ликвидность организации в таблиц 2. Таблица 2 Группировка активов по степени ликвидности и пассивов по срочности оплаты бухгалтерского баланса Кугеського райпо за 2005-2006 гг.
Таблица 3 Оценка ликвидности и платежеспособности Кугеського райпо за 2005-2006 гг.
Как видно из аналитической таблицы все коэффициенты за 2006 г. лучше предшествующего года и в 2006г. они соответствуют норме. Далее рассчитаем показатели финансовой устойчивости и произведем их оценку (табл. 5) Таблица 4 Оценка показателей финансовой устойчивости Кугеского райпо за 2005 год
Рост коэффициента автономии (на 0.19) свидетельствует об увеличении финансовой независимости райпо. Также наблюдается рост коэффициента финансовой устойчивости на 0.41 , что указывает на увеличение доли собственного капитала во всех источниках финансирования. Коэффициент финансирования показывает, что 52% деятельности райпо финансируется за счет собственных средств, этот показатель возрос на 35% по сравнению с прошлым годом(0.17). Таблица 5 Формирование прибыли от продаж Кугеського райпо за 2004-2005 гг.
По сравнению с прошлым годом показатели отчета свидетельствуют об улучшении финансового положения организации. Так, выручка увеличилась на 6924 тыс. руб. и рост составил 23.9%. В свою очередь возросла и себестоимость на 6863 тыс. руб. (30.34%).Однако прибыль не уменьшилась, а ее рост составил 66.45%. В итоге прибыль от продаж возросла в 9.19 раза. Также появляются операционные доходы (2582 тыс. руб.) и внереализационные доходы (112 тыс. руб.). В итоге появляется прибыль до налогообложения-4175 тыс. руб., тогда как в прошлом году убыток составлял 543 тыс. руб. Также появляется чистая прибыль в размере 3394 тыс. руб. Оценку деловой активности проведем с помощью таблице 6. Таблица 6 Анализ деловой активности Кугеського райпо за 2005-2006 гг.
Рентабельность продаж за полугодие 2006 г. составила 6.15, и рост соответственно составил 5.32%. Валовая рентабельность также возросла и составила 31.38%. Таким образом, можно сделать вывод, что к 01.07.2006г. в организации финансовая независимость и происходит кардинальный рост прибыли. 2. Основы организации бухгалтерского учётаРабочие документы любого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются: устав Кугесьское райпо (приложение 3); учётная политика общества (приложение 4); утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета (рабочий план счетов) (приложение 5); должностные инструкций на работников бухгалтерии (приложение 6). Принятая учетная политика (Приложение 4) последовательно применяется от одного отчётного года к другому. Бухгалтерский учет Кугесьское райпо должен соответствовать следующим требованиям: полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности; своевременное отражение всех фактов хозяйственной деятельности; к учету принимаются доходы, которые уже получены или существует твердая гарантия их получения, учету подлежат все ожидаемые обязательства и потенциальные убытки; обеспечение тождества данных аналитического учета на последний календарный день каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета; рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет Кугесьское райпо должен выполнять следующие задачи: обеспечение контроля над наличием и движением имущества предприятия, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами; своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно финансовой деятельности, выявленные и мобилизации внутрихозяйственных резервов; формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для принятия решений в области управления, а также для ее использования финансовыми органами, банками и иными заинтересованными организациями и лицами. Бухгалтерский учёт на предприятие ведется в соответствие с единым методологическими основами и правилами, установленными Законом «О бухгалтерском учёте» и Положением о введение учёта и отчётности в РФ, Планом счетов бухгалтерского учёта и положениями, регулирующими порядок учёта различных объектов бухучета, а также Учетной политикой предприятия. Бухгалтерский учет на предприятии ведется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером Павловой Н.В. Учетная работа в Кугесьское райпо организована на основании Положения о бухгалтерской службе, должностных инструкций работников бухгалтерии. Кугесьское райпо ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет в Кугесьское райпо ведется в соответствии с федеральным законом от 21.11.96 г.№129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Для ведения текущего бухгалтерского учета хозяйственных операций используются элементы Мемориально-ордерной формы счетоводства через систему учетных регистров, сальдо-оборотных ведомостей и аналитических карточек в соответствии с Инструкцией МФ РФ с применением их в таблично автоматизированной форме учета в виде пользовательской бухгалтерской программы на базе ПЭВМ. Учет ведется на компьютере с полной обработкой всех первичных документов и выдачей на печать при необходимости отпускных фактур, журналов-ордеров и других регистров. Принятая автоматизированная система бухгалтерского учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета. Учет ведется как с использованием машинных носителей информации, так и регистров-машинограмм, изготовленный на ПЭВМ. Допускается дополнительно к регистрам-машинограмм использование типовых учетных регистров, применяемых в других формах учета: журналов-ордеров, вспомогательных накопительных ведомостей, мемориальных ордеров, карточек аналитического учета, бухгалтерских справок и т.п., а также самостоятельно разработанных учетных форм. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводятся инвентаризации в соответствии с Планом-графиком проведения инвентаризаций в организации на текущий год. План-график проведения инвентаризаций в отчетном году (даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, причины проверки) составляется главным бухгалтером, утверждается особым распоряжением руководителя предприятия и хранится в сейфе гл. бухгалтера, являясь секретным документом. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств. Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета в порядке определенным ФЗ «О бухгалтерском учете». 3. Учет текущих обязательствОсновные нормативные документы: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998г. N 34н); Федеральный закон от 8 февраля 1998г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с дополнениями и изменениями); Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 № 32н; Положение по бухгалтерскому учету « Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 № 33н; Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000г. N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (с изм. и доп. от 15 марта 2001г., 27 июля 2002г., 16 февраля 2004г.). Запасы товарно-материальных ценностей Кугесьское райпо пополняются за счет поставок от предприятий-поставщиков. Расчеты с поставщиками, как правило, осуществляются в безналичной форме с помощью различных банковских операций. Наиболее часто в практике хозяйственной деятельности имеют место расчеты за полученные товары и оказанные услуги, выполненные работы или окончательный расчет между поставщиком, подрядчиком, с одной стороны, и покупателем, заказчиком, с другой стороны. Оправдательным документом для такого рода платежей являются счета, акты о приемке выполненных работ (Приложение 7) и др., на основании которых выписывается платежное поручение. Реквизиты документа-основания отражаются в платежном поручении. Оплата и окончательный расчет за полученные товары оформляются проводкой в дебет счета 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», кредит счета 51 «Расчетный счет». Также в хозяйственной практике имеет место предварительная оплата за еще не полученные товары или авансовые платежи за еще не выполненные работы. В договоре должен быть оговорен процент авансового платежа от договорной цены. Предприятие, получившее аванс, выплачивает в бюджет с суммы аванса НДС, поскольку авансовые платежи включаются в облагаемый оборот. Выданный аванс отражается в бухгалтерском учете одной записью в дебет счета 60.2 «Расчеты по авансам выданным», кредит счета 51. Наиболее распространенной формой безналичных расчетов являются расчеты путем платежных поручений (Приложение 8). Платежное поручение – это указание банку, обслуживающему предприятие, перечислить указанную сумму указанному адресату для предписанных целей. В качестве целей платежей могут выступать: расчеты за полученные товары, оказанные услуги, выполненные работы; предварительная оплата за предстоящие поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ; оплаты, производимые по нетоварным операциям: платежи налогов, отчисления в фонды, перечисления денежных средств на счета сотрудников и пр. Выписка платежного поручения не сопровождается формированием проводок, поскольку она представляет собой лишь намерение осуществить платеж. И только после того, как с расчетного счета предприятия банком списана указанная сумма, что подтверждается выпиской с расчетного счета, производится отражение данного факта на счетах бухгалтерского учета. К выписке с банковского счета прилагаются приходные и расходные документы, что позволяет бухгалтеру предприятия сверить суммы, указанные в выписке банка, с документами, что необходимо для проверки правильности списания денежных средств с расчетного счета. Выписки расчетных счетов в разных банках отличаются по форме из-за различий в используемой операционной системе. Для учета расчетов с поставщиками за полученные товарно-материльные ценности, потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и др., применяется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». К нему открываются субсчета: 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 60.2 «Расчеты по авансам выданным». Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому поставщику. Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведут на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Здесь учитываются расчеты по предъявленным покупателям и принятым к оплате расчетным документам за оказанные услуги, расчеты с покупателями при наличии длительных хозяйственных связей, задолженность по расчетам с покупателями, обеспеченную полученными векселями, а также по полученным авансам и предоплатам. Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету. Счет 62 дебетуют в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, причитающиеся с покупателей, на которые покупателям предъявлены расчетные документы. Кредитуют счет 62 в корреспонденции со счетами учета денежных средств на суммы потупивших платежей (включая суммы полученных авансов). Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями за отгруженные им товары, оказанные услуги в Кугесьское райпо автоматизировано. Кугесьское райпо при оказании транспортных услуг выставляет другой организации счет-фактуру (Приложение 9). При автоматизированном бухгалтерском учете счет-фактуру распечатывают, заверяется подписью руководителя организации, главного бухгалтера и передается покупателю. Второй экземпляр счет-фактуры остается у продавца, т.е. у Кугесьское райпо. Подотчетные лица - работники вашей организации (в том числе и совместители), которым выданы из кассы наличные деньги с условием представления отчета об их использовании (отсюда и термин - "под отчет"). Организация может выдавать денежные средства подотчетным лицам: - на командировочные расходы; - на хозяйственные нужды; - на оплату представительских расходов. Расчеты с работниками по суммам, выданным им под отчет на служебные командировки, административно-хозяйственные нужды и операционные расходы учитывают на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Работник, вернувшийся из командировки, не позднее трех дней после возвращения должен составить авансовый отчет (форма N АО-1) и представить его в бухгалтерию. К авансовому отчету прилагаются все документы, подтверждающие расходы работника во время командировки. Бухгалтеру следует проверить целевое расходование средств, выданных командированному работнику, а также наличие всех оправдательных документов, подтверждающих его расходы (билеты на проезд, счета на оплату жилья и т.д.). Подотчетные суммы для контроля за их расходованием учитываются в разрезе каждого работника предприятия в Журнале по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Основанием для заполнения, данного бухгалтерского регистра являются расходные и приходные кассовые ордера – при выдаче средств под отчет и возврате их в кассу, а также авансовый отчет – при списании израсходованных сумм. При этом по дебету счета 71 фиксируются полученные в подотчет или в счет компенсации произведенных расходов денежных средств обычно в корреспонденции со счетом 50 (в этом случае возникает задолженность работника перед предприятием или погашается задолженность предприятия ему), по кредиту же – направление их расходования в корреспонденции с соответствующими счетами (при этом возникает задолженность работнику или погашается его задолженность перед предприятием). Все расчеты с персоналом по прочим операциям ведется на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». По дебету счета 73 отражается возникновение задолженности со стороны работника; при этом корреспондируют счета учета денежных средств (при оплате из кассы, с расчетного счета), кредитов (за счет кредитов) и др. По кредиту счета 73 фиксируется погашение задолженности сотрудников по прочим операциям (возврат средств в кассу, на расчетный счет – корреспондируют счета 50,51 соответственно; удержание из заработной платы – корреспондируют счет 70). При отказе, например, судом во взыскании по иску, предъявленному сотруднику предприятия, счет 73 кредитуется со счетом 94 «Недостачи и потери от порч ценностей» на суммы списанных недостач. Для учета расчетов по налогам и сборам используют счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». На этом счете отражают все расчеты производимые Кугесьское райпо с налоговыми органами. На сумму исчисленного налога на вмененный доход в учете Кугесьское райпо составляется бухгалтерская проводка: Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» Субсчет «Расчеты по единому налогу на вмененный доход». Погашение задолженности по данному налогу производится ежемесячно в виде авансового платежа в размере 100 % суммы единого налога за календарный месяц. Согласно выписке банка на сумму перечисления в учете делается запись: Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» Субсчет «Расчеты по единому налогу на вмененный доход» Кредит счета 51 «Расчетные счета». Кугесьское райпо использует упрощенную систему налогообложения, и платят единый налог на вмененный доход. В связи с этим Кугесьское райпо платит только страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Для учета этих расчетов Кугесьское райпо применяет счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Кредитуют счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» суммы страховых взносов, подлежащие перечислению в Пенсионный Фонд фонды в корреспонденции со счетами, на которых отражено начисление заработной платы (счет 20). Кроме того, по кредиту 69 отражают начисленные суммы пеней за несвоевременную уплату отчислений: Дебет 91 Кредит 69. По дебету счета 69 отражают уплату страховых взносов в Пенсионный Фонд в корреспонденции со счетом 51. Также по дебету счету 69 отражают оплата Фондом социального страхования пособий по временной нетрудоспособности при продолжительности нетрудоспособности свыше двух дней и других пособий, оплачиваемых за счет ФСС. Формирование хозяйственных обществ как юридических лиц с различной организационно-правовой формой собственности предъявляет соответствующие требования к образованию их уставного капитала. Это объективно требует сбора информации об их участниках (учредителях) как в части внесения своей доли в уставный капитал, так и получения дохода по таким операциям. В плане счетов для этой цели предусмотрен активно-пассивный счет 75 «Расчеты с учредителями». На этом счете учитывают все виды расчетов с учредителями (участниками) по вкладам в уставный капитал, по выплате доходов и т. п. Начисление доходов от участия в организации лиц не являющихся работниками организации отражают по кредиту счета 75 и дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Начисление доходов от участия в предприятии их работникам отражают через счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". При начислении дивидендов с юридических и физических лиц удерживают налог. Начисленные суммы налога отражают по дебету счета 70 или 75 и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Выплаченные участникам организации суммы доходов списывают в дебет счета 70 или 75 с кредита счета 51 "Расчетные счета". Расчеты с разными дебиторами и кредиторами возникают по различным причинам. Предприятие участвует в расчетах с разными организациями по операциям некоммерческого характера (учебными заведениями, научными организациями и т. п.), с транспортными организациями за услуги, оплачиваемые чеками; производит выплату сумм, удержанных из заработной платы работников предприятия в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов и постановлений судебных органов; выплату своевременно не полученной рабочими и служащими заработной платы и др. Соответствующие расчеты ведут на счете 76-5 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", по которому могут быть открыты различные субсчета в зависимости от назначения расчетов. Аналитический учет по этому счету ведут в ведомости книге по счету 76 по каждому дебитору и кредитору. По дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" отражаются возникновение дебиторской и погашение кредиторской задолженности. По кредиту счета 76 учитывается, наоборот, возникновение кредиторской и погашение дебиторской задолженности. Дебетовое сальдо по этому счету показывает задолженность юридических и физических лиц предприятию, а кредитовое - задолженность предприятия этим лицам. Претензии в процессе ведения организацией финансово-хозяйственной деятельности могут быть предъявлены к различным контрагентам - поставщикам, подрядчикам и другим организациям, а также претензии могут возникать по предъявленным им и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам. Для учета расчетов по претензиям используется счет 76-2 "Расчеты по претензиям". По дебету счета 76-2 отражают суммы предъявленных претензий к поставщикам, транспортным организациям при несоответствии цен и тарифов, указанных в договоре или предусмотренных в прейскурантах, при обнаружении арифметических ошибок в счетах и других сопроводительных документах, недостач и т. п. в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". При обнаружении недостачи по принимаемым товарно-материальным ценностям, когда завышение цен либо арифметические ошибки в предъявленных поставщиками и подрядчиками счетах обнаружились после того, как записи по счетам учета ценностей были совершены (исходя из цен и подсчетов, отфактурованных поставщиками и подрядчиками), счет 76-2 дебетуется в корреспонденции со счетами учета соответствующих ценностей (например, счет 10). 4. Учет процесса производства и снабженияОсновные нормативные документы: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ. Часть вторая. Федеральный закон РФ от 26 января 1996г. № 14-ФЗ; Налоговый кодекс РФ. Часть первая, часть вторая; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 31н); Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992г. № 552, с изменениями от 31 мая 2000г.); Положение по бухгалтерскому учету « Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 № 33н. Кугесьское райпо ничего не производит, а только указывает услуги, а также сдает в аренду основные средства, поэтому этот раздел будет рассматриваться теоретически. Учет затрат начинается с регистрации первичных данных об издержках, связанных с осуществлением процессов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг). Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, в момент их возникновения списываются на основании первичных документов в дебет калькуляционных счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» с кредита соответствующих виду расхода счетов (10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и т.д.). На этом же этапе первичному учету подлежат косвенные расходы, отражаемые по дебету собирательно-распределительных счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции с кредитом счетов 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов» (04 «Нематериальные активы»), 10 «Материалы», 70 «Расчеты по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и т. д. Схема отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с учетом затрат на производство, представлена в таблице 3. После того как первичные затраты собраны на счетах 20 - 29, осуществляется их повторное распределение и списание. Это касается косвенных расходов и затрат подразделений, занимающихся обслуживанием других подразделений. Расходы, учтенные на счете 25 «Общепроизводственные расходы», списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 28 «Брак в производстве» (в части исправимого брака), 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», а расходы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» - в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» (если вспомогательные производства продавали продукцию, выполняли работы и оказывали услуги на сторону), 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону).
Таблица 3. Бухгалтерские проводки по учету процесса производства Организации, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры; и т. п., кроме организаций, осуществляющих торговую деятельность), списывают суммы, накопленные на счете 26 «Общехозяйственные расходы»., в дебет счета 90 «Продажи». Стоимость встречных услуг вспомогательных производств отражается в учете внутренней записью по дебету и кредиту счета 23 «Вспомогательные производства». После списания затрат вспомогательных производств по встречным услугам суммы, учтенные по дебету счета 23 «Вспомогательные производства», списываются с кредита данного счета в дебет счетов: 20 «Основное производство» - при отпуске продукции (работ, услуг) основному производству; 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - при отпуске продукции (работ, услуг) обслуживающим производствам или хозяйствам; 90 «Продажи» - при выполнении работ и услуг для сторонних организаций; 40 «Выпуск продукции» - при использовании этого счета для учета выпущенной продукции, сданных работ, оказанных услуг и др. После того как на счете 20 «Основное производство» собраны все данные о затратах по всем объектам калькулирования, соответствующим данному виду производства, осуществляется расчет фактической производственной себестоимости сданной на склад готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг, т. е. суммы, подлежащей списанию с кредита указанного счета. Суммы фактической себестоимости завершенной основным производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг могут списываться с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счетов 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 43 «Готовая продукция», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 90 «Продажи» и др. 5. Учет расходов на продажуОсновные нормативные документы: Положение по бухгалтерскому учету « Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 № 33н. К расходам на продажу в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, относятся расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, на суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; представительские; другие аналогичные по назначению расходы. Для учета расходов на продажу в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, предназначен синтетический счет 44 «Расходы на продажу». Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведется по видам и статьям расходов. Отдельные виды или статьи расходов на продажу в зависимости от используемой бухгалтерской программы (позволяющей или не позволяющей иметь многоуровневую аналитику к синтетическим счетам) могут учитываться на уровне аналитических счетов или субсчетов к счету 44 «Расходы на продажу». Расходы на продажу, произведенные в течение месяца, подлежат списанию в конце месяца. «Коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности» (п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Следовательно, списание расходов на продажу в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, может осуществляться по истечении отчетного периода либо 1) полностью в дебет счета 90 «Продажи», либо 2) частично, но только в части расходов на упаковку и транспортировку (в дебет счета 90 «Продажи»). Остальные расходы подлежат списанию полностью в дебет счета 90 «Продажи». Выбор одного из вариантов должен быть закреплен в учетной политике предприятия. Таким образом, если организацией выбран способ частичного списания расходов на продажу, то на конец отчетного периода счет 44 «Расходы на продажу» должен иметь остаток расходов на упаковку и транспортировку, приходящихся на непроданную (неотгруженную) продукцию. При полном списании расходов на продажу в конце отчетного периода (признании их в качестве расходов по обычным видам деятельности) данные расходы также могут подлежать распределению между отдельными видами проданной продукции, если в организации аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и данный порядок предусмотрен учетной политикой. Схема отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с осуществлением расходов на продажу, приведена в таблице 4. Таблица 4. Бухгалтерские проводки по учету расходов на продажу |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Проверяемая организация |
Кугесьское райпо |
|
| Период аудита |
13.04.06 – 19.04.06 |
|
| Количество человеко-часов |
32 |
|
| Руководитель аудиторской группы |
Иванов С.В. |
|
| Состав аудиторской группы |
||
| Планируемый аудиторский риск |
4% |
|
| Планируемый уровень существенности |
1% |
|
| Планируемые виды работ |
Период проведения аудита |
Исполнители |
| Аудит учетной политики организации |
13.04.06 |
Иванов С.В. |
| Проверка соблюдения графика документооборота |
13.04.06 |
Иванов С.В. |
| Проверка соблюдения нормативно-правовых актов, трудового законодательства |
13.04.06 |
Иванов С.В. |
| Проверка правильности начисления заработной платы и удержания из нее |
14.04.06 |
Иванов С.В. |
| Проверка ведения бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда |
17.04.06 - 18.04.06 |
Иванов С.В. |
| Проверка правильности начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда |
19.04.06 |
Иванов С.В. |
Руководитель аудиторской организации Петров В.Н.
Руководитель аудиторской группы Иванов С.В.
Таблица 9.
Программа аудита расчетов с персоналом по оплате труда
Проверяемая организация Кугесьское райпо
Период аудита 01.01.06 – 31.03.06
Количество человеко-часов 32
Руководитель аудиторской группы Иванов С.В.
Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск 4%
Планируемый уровень существенности 1%
| № |
Перечень аудиторских процедур по разделам учета |
Период проведения аудита |
Исполнитель |
Рабочие документы аудитора |
| 1 |
Аудит учетной политики организации |
13.04.06 |
Иванов С.В. |
Копии учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета |
| 2 |
Проверка соблюдения графика документооборота |
13.04.06 |
Иванов С.В. |
Наличие документов, подтверждающих сделку |
| 3 |
Проверка правильности соблюдения нормативно – правовых актов в части трудового законодательства РФ |
13.04.06 |
Иванов С.В. |
Трудовой кодекс РФ |
| 4 |
Проверка правильности начисления заработной платы |
14.04.06 |
Иванов С.В. |
Бухгалтерские регистры по счету 70 |
| 5 |
Проверка правильности удержания и отчисления из заработной платы |
14.04.06 |
Иванов С.В. |
Бухгалтерские регистры по счетам 68 и 69 |
| 6 |
Проверка правильного ведения бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда |
17.04.06 – 18.04.06 |
Иванов С.В. |
Синтетический и аналитический учет по счетам |
| 7 |
Проверка правильности начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда |
19.04.06 |
Иванов С.В. |
Обороты по счетам 68 и 69 |
| 8 |
Оценка организации синтетического и аналитического учета счета 68, 69 и 70 |
13.04.06 – 19.04.06 |
Иванов С.В. |
Главная книга, регистры синтетического и аналитического учета по счету 68, 69, 70 |
Руководитель аудиторской организации Петров В.Н.
Руководитель аудиторской группы Иванов С.В.
Результатом аудиторских проверок организации является выражение аудитором (аудиторской организацией) своего мнения о соответствии годовой бухгалтерской отчетности организации действительному положению этой организации. Аудиторское мнение может быть: безусловно, положительным, условно положительным, отрицательным, либо иметь форму обоснованного отказа от выражения мнения.
Основным нормативным документом, регламентирующим аудиторскую деятельность на территории РФ, является Федеральный закон от 7 августа 2001г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
В ходе аудиторской проверки аудитор обязан разобраться в системе бухгалтерского учета, которая применяется на проверяемом им экономическом субъекте, при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых он должен определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур.
При проверке расчетов с персоналом по оплате труда, аудитор должен установить:
- осуществляется ли бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с выбранной учетной политикой и действующим налоговым законодательством;
- нет ли расхождений между данными первичных документов и регистрами бухгалтерского учета;
- правильно ли ведется учет в регистрах синтетического и аналитического учета;
- какими нормативными документами пользуется бухгалтер, кому он подчиняется, кто проверяет качество его работы.
Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами: комплексности; непрерывности; оптимальности.
При планировании аудита аудиторской организации следует выделить основные этапы: предварительный; подготовка и соблюдение общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита.
При планировании аудита можно построить таблицы и рассмотреть их, чтобы легче было выявить недостатки и сразу приступить к их проверке. Изучение и оценка особенностей системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторской проверки. При проведении и документировании этой работы рекомендуется использовать следующие типовые формы: специально разработанные текстовые процедуры; перечни типовых вопросов для выяснения мнений руководящего персонала и работников бухгалтерии; специальные бланки и проверочные листы; блок-схемы и графики; перечни замечаний, протоколы, акты.
Также необходимо проверить соответствие счетов учета расчетов в сводных ведомостях, Главной книге и бухгалтерской отчетности организации. Здесь можно провести тестирование и более подробно исследовать состояние внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета.
По данным заполненного справочника (вопросника) можно сделать выводы об организации системы внутреннего контроля (низкий уровень, высокий уровень, и т.д.), бухгалтерского учета этого раздела (отвечает или не отвечает требованиям оперативности).
Мнение выражается в аудиторском заключении, заверенном подписью и печатью аудитора или аудиторской организации. Выводы, сделанные на основании информации справочника, позволяют аудитору назначить соответствующие процедуры для сбора аудиторских доказательств, обратить внимание на те или иные моменты при выполнении проверки отдельных расчетов.
По Кугесьское райпо нами были сделаны следующие выводы о состоянии бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда. В исследуемой организации бухгалтерский учет в основном ведется автоматизированным способом, что улучшает оперативность получения информации о состоянии учета расчетов на текущую дату. Использование комплексной обработки информации осуществляется для формирования первичных документов: счетов-фактур, приходных и расходных накладных, приходных и расходных кассовых ордеров, платежных поручений, формирования книги продаж.
Бухгалтерская отчетность с возможной достоверностью и в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами бухгалтерского учета и отчетности во всех существенных аспектах отражает финансовое и экономическое положение Кугесьское райпо по состоянию на 01.01.2006г. и результаты его деятельности.
По Кугесьское райпо нами были сделаны следующие выводы о состоянии бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда и достоверности финансовой отчетности. Учет расчетов с персоналом ведется правильно. Бухгалтерская отчетность по состоянию на 01.01.2006г. составлена в соответствии с Положениями о ведении бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства финансов РФ приказом № 67н от 22 июля 2003г. Ответственность за подготовку данной отчетности несет главный бухгалтер.
Нашими предложениями являются:
- совершенствование учетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета;
- бухгалтерам быть в курсе всех последних нормативно-правовых документов и актов в области бухгалтерского и налогового учета;
- совершенствование бухгалтерского учета с помощью освоения и применения последней версии компьютерной программы 1С: Предприятие 8.0.
ДОКЛАД
Экономический результат любой деятельности в общем виде определяется разностью дохода от продажи товаров (работ, услуг) и расходов на их производство и (или) реализацию, поэтому трудно переоценить важность учета, анализа расходов и управления ими в организациях. Учет расходов по обычным видам деятельности и управление ими как средство достижения организацией высокого экономического результата не сводится только к снижению расходов, но и распространяется на все элементы управления. В связи с этим разработка новых нетрадиционных систем управления расходами, исследование проблем повышения качественных характеристик и аналитичности информации о них – одна из актуальных проблем в области теории и практики учета.
В процессе финансово – хозяйственной деятельности любого хозяйствующего субъекта объективно возникают расходы. Они являются той неотъемлемой экономической категорией, которая сопутствует обычным видам деятельности (изготовление товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг) и другим функциям (осуществление долгосрочных инвестиций в виде капитальных и финансовых вложений).
Учет расходов по обычным видам деятельности определяется Положением по бухгалтерскому учету « Расходы организации» (ПБУ 10/99) (Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 № 33н. (в ред. Приказов Минфина РФ от 27.11.2006 № 156н)).
В ходе исследования учета расходов по обычным видам деятельности в потребительской кооперации следует учитывать отраслевую специфику потребительских обществ. Особенности правового регулирования деятельности потребительских обществ оказывают влияние на организацию бухгалтерского учета и налогообложения. Учет расходов в потребительской кооперации регламентирован методическими указаниями: «Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях потребительской кооперации», утв. Правлением Центросоюза РФ от 06.06.1995 г. № ЦСЦ-27.
Кугесьское райпо по своей организационно-правовой форме является потребительским кооперативом и членом Чувашпотребсоюза. Целью общества является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. Данное общество имеет многоотраслевое хозяйство: достаточную сеть предприятий, квалифицированные кадры, отлаженную систему хозяйственных связей.
В настоящее время Кугесьское райпо сотрудничает со многими организациями и предприятиями. Данное общество является многоотраслевым предприятием и имеет репутацию надежного партнера.
Бухгалтерский учет в Кугесьском райпо ведется в соответствии с ФЗ от 21.11.1996 г. № 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете» по книжно – журнальной форме, имеющей следующие особенности: ее регистрами являются книги, журналы. На основные счета открываются накопительные журналы, заполняемые по дебетовому и кредитовому признакам. В конце месяца, по итогам журналов выписываются отдельные мемориальные ордера. Подсчет оборотов и выведение сальдо по синтетическим счетам выполняют в Главной книге, на основе которой составляют и оборотную ведомость по синтетическим счетам, и бухгалтерский баланс.
Наличие необходимых оправдательных документов, отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в соответствии с принятой учетной политикой, позволяет райпо достоверно формировать расходы и отражать их в бухгалтерской отчетности согласно требованиям законодательства о бухгалтерском учете.
Учет затрат начинается с регистрации первичных данных об издержках, связанных с осуществлением процессов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг). Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, в момент их возникновения списываются на основании первичных документов в дебет калькуляционных счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» с кредита соответствующих виду расхода счетов (10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и т.д.). В расходы по обычным видам деятельности в райпо включают издержки обращения, собираемые на счете 44 «Расходы на продажу».
Наиболее полную, достоверную информацию о расходах по обычным видам деятельности можно получить на основе грамотной постановки бухгалтерского учета и обеспечения аналитического учета.
Постановка бухгалтерского учета в райпо осуществляется в соответствии с определенными правилами. При правильной организации бухгалтерского учета осуществляется более строгий и предварительный контроль за расходами. Бухгалтерский учет расходов по обычным видам деятельности предупреждает возникновение излишних расходов, предотвращает отрицательные результаты хозяйственной деятельности райпо, выявляет внутрихозяйственные резервы обеспечения ее финансовой устойчивости.
В годовой бухгалтерской отчетности данные о затратах и себестоимости готовой продукции представляются в бухгалтерском балансе (форма № 1), отчете о прибылях и убытках (форма № 2), приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5). На предприятиях потребительской кооперации расходы, произведенные от основной деятельности дополнительно, отражаются в «Отчете о расходах в торговле и общественном питании» (форма № 3 – ЦС), «Отчет о расходах в промышленности» (форма № 7 – ЦС).
Важным объектом анализа деятельности потребительского общества являются издержки - выраженные в денежной форме затраты, связанные с использованием различных ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров, работ, услуг.
Качественное управление затратами, своевременное предупреждение появления непроизводительных расходов и потерь невозможно без анализа факторов влияющих на уровень издержек обращения.
Для увеличения получаемой прибыли необходимо снижать себестоимость продукции предприятия, т.е. вводить эффективный контроль над издержками. Первым шагом на этом пути является создание системы получения оперативной, точной и достоверной информации о деятельности предприятия — системы управленческой отчетности. Управленческая отчетность представляет проблему практически для всех руководителей предприятия из-за отсутствия соответствующей системы фиксирования, обработки и представления данных. На многих предприятиях существуют параллельно две системы учета - бухгалтерский и практический, т.е. служащий обеспечению выполнения повседневных рабочих задач сотрудников и руководителей предприятия.
Необходимо эффективно управлять расходами, с целью снижения их и увеличения прибыли. Для того чтобы это осуществить, нужно правильно вести учет расходов и на основании этого проводить анализ. Если верно использовать результаты анализа в целях качественного управления расходами, то можно уменьшить их и дополнительно получить прибыль.
Запущенность, ровно, как и неправильная (некомпетентная) организация и ведение учета расходов по обычным видам деятельности, приводит порой к весьма тяжелым последствиям для предприятия. Законодательство, регламентирующее бухгалтерский и налоговый учет расходов по обычным видам деятельности, изменяются буквально чуть ли не каждый день. Поэтому необходимо знать и изучать все направления законодательства, связанные с учетом расходов по обычным видам деятельности.
От состояния организации бухгалтерского учета расходов по обычным видам деятельности и качества учетной информации зависит качество бухгалтерской отчетности в райпо. Анализируя качественные характеристики бухгалтерской отчетности организации, мы подходим к обоснованию требований к организации бухгалтерского учета расходов по обычным видам деятельности.




