Реферат: Полное наглядное пособие по политологии
|
Название: Полное наглядное пособие по политологии Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Политология, как наука и учебная дисциплина. 1.1. Политология ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ФТЕОРЕТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МИРОВОЗРЕНЧЕСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РЕГУЛЯТИВНАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯПРАКСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ 1ОБЩЕНАУЧНЫЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИ-ЧЕСКИЕ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Институциональная |
|||||
|
государство, партии, политические объединения и движения |
|||||
Функциональная |
Коммуникативная |
Нормативно-регулятивная |
Политико-идеологическая |
||
|
Совокупность функций и ролей выполняемых системой и ее институтами |
Многообразные связи между элементами системы, придающие ей целостность |
Совокупность политико-правовых норм и других средств, традиций |
Совокупность идей, теорий |
||
4.2 Типология политических систем
По формальномупринципу |
По политическом режиму |
По господствующим способам управления |
По широте охвата |
| -рабовладельческий | -демократический | -командный | -микроскопические |
| -феодальный | -авторитарный | -соревновательный | -макроскопические |
| -капиталистический | -тоталитарный |
-социопримирительный/ согласие и преодоление конфликтов |
|
| -социалистический |
- |
Типы политических систем
|
По характеру взаимоотношений с внешней средой |
В зависимости от уровня «рациональной» ориентации |
Национальные |
| -закрытые | -примитивные | В зависимости от исторического опыта |
| -открытые | -традиционные | |
| -современные |
4.3 Подходы к определению структуры политической системы
/Д.Истону и Г.Алмонду/
Системный подход
Внешняя средаВнутренние «Вход» «Выход» |
||
| Требования |
Политическая система |
Политические решения и действия |
| Поддержка | ||
| Апатия | ||
ИмпульсыОбратная связь Внешняя среда |
||
Структурно-функциональный
подход
Поддержки
|
Граница |
Институциональная |
|
| Функциональная | ||
| Коммуникативная | ||
Политическая власть |
Политико-идеологическая |
|
| Экономический базис | ||
| Культурная | ||
| Нормативно-регулятивная |
4.4 Система высших органов государственной власти
В Российской Федерации
|
Судебная власть |
Законодательная власть |
Исполнительная власть |
|
президент |
||
|
Верховный суд |
Федеральное Собрание |
Правительство |
|
Высший арбитражный суд |
Совет Федерации |
Председатель правительства |
|
Конституционный суд |
Государственная Дума |
Зам. Председателя правительства |
|
Субъекты Федерации |
Население |
Федеральные министры |
4.5 Вхождение закона во власть
Законопроект
Государственная Дума
(Нижняя палата Федерального Собрания)
Закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов
ГД и в Течение 5 дней передается на рассмотрение
Совет Федерации
(Верхняя палата Федерального Собрания)
|
Закон Одобрен |
Закон не Одобрен |
от общего числа членов СФ |
1) в том случае ГД в установленном порядке вновь рассматривает данный закон |
рассмотрен в СФ |
2) В случае несогласия ГД с решением СФ закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД |
Принятый Федеральный закон в течение 5 дней поступает…
Президент Российской Федерации
Президент в течение 14 дней с момента поступления
Подписывает закон и обнародует его |
Не подписывает и не обнародует его |
| В этом случае ГД и СФ в Установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД и СФ, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию |
Администрация Президента Российской Федерации
|
Помощники президента |
Руководитель администрации президента |
Управление делами президента |
| Помощник по имиджу президента |
I- ый заместитель |
Управление кадровой политикой президента |
|
Помощник по международным вопросам |
Зам. Руководителя, зав. канцелярией |
отделы и управления УД |
Помощник по региональнымвопросам |
Зам. Начальник контрольного управления |
Хозяйственное управление |
|
Помощник по политическим вопросам |
Зам. Руководитель протокольной службы |
Лечебно-оздоровительное объединение, медицинский центр |
|
Помощник по вопросам авиации и космонавтики |
Зам. Пресс-секретаря | 5-е управление |
Помощник по правовым вопросам |
Представители президента в 89 субъектах РФ |
Отдел кадров |
|
Бюро по информационному обеспечению администрации |
||
|
Отделы экономики, Финансов, труда, промышленности и науки, культуры и торговли |
4.6 Политическая жизнь
Политика в неразрывном единстве институционального и поведенческого аспектов бытия
Признаки
| Процесс производства и воспроизводства политических связей и отношений по поводу власти, отношения к государству, его функция | Взаимодействие политических институтов, организаций | Действия субъектов политических отношений |
Политическая деятельность, политической участи больших масс (классов, общностей, групп) |
Центр, узел политической жизни–многообразие взаимосвязи между личностью и государством |
4.7 Политический процесс
- последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание , удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.
Основные виды политических процессов
| Формирование институтов/органов, учреждений/ политической системы и установление регулируемых специальными нормами отношений между ними | Принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, выбор средств достижения в политики | Воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования и стабильного развития через традиций, юридических предписаний и других механизмов |
4.8 Политический порядок
- комплекс мер, создающих благоприятные условия для эффективного и целесообразного функционирования и развития политической системы, состояние урегулированности политических процессов
Составляющие политический порядок
| Определенный алгоритм действий политической системы | Согласованность работы элементов системы управления |
| Наличие эффективных гарантий и средств поддержания всех аспектов безопасности | Обеспечение высокой степени независимости общества от случайных действующих обстоятельств |
Последствия отсутствия Политического Порядка
| Возрастание возможностей прорыва в сферу политики случайных факторов и мотивов поведения | Снижение уровня защищенности |
Рост неустроенности и напряженности в обществе |
Значительно обеспечивается авторитет государства |
| Политическая система лишается способности управляемого влияния на политические процессы |
4.9 Мировая политика
- часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений.
Структура
| Внешнеполитическая деятельность суверенных государств | Политические акции межгосударственных и общегосударственных структур, союзов, объединений | Деятельность международных организаций( ООН и др) |
Главные приоритеты
| Война и мир | Всеобщая безопасность |
Охрана окружающей среды (экология) |
Преодоление отсталости и нищеты |
Раздел 5. Компоненты политической культуры
5.1 Политическая культура |
|||
| Уровень, система, характер, содержание политических взглядов, знаний, чувств и навыков | Политические традиции, обычаи, нормы, установки и стереотипы политической жизни | Политическое поведение и участие граждан в жизни общественно-политической жизни | Уровень развития политических отношений и в целом политической жизни |
5.2 Структура политической культуры
Элементы |
||||||
|
Политический опыт |
Политическое сознание |
Политическое поведение |
||||
Компоненты |
||||||
|
Идеологический |
Эмоционально-психологический |
|||||
Политическое знание |
Политические ценности |
Политическое убеждение |
Ориентации и установки граждан на: |
|||
| Политические институты | ||||||
| Нормативную систему | ||||||
| Политические события | ||||||
| Отдельные политические роли | ||||||
| Другие политические объекты | ||||||
5.3 Типы политических культур
Патриархальный |
Подданнический | Активистский |
| Рыночный | Этатический | Бюрократический |
Структурные блоки Политических Культур
|
Когнитивный (познавательный) |
Поведенческий |
Праксеологический (нравственно-оценочный) |
Уровни
| Рациональный | Эмоциональный | Волевой |
5.4 Функции политической культуры
Идентификацииреализация потребностей человека через принадлежность к другой группе |
Ориентацииобъяснение смысла политических явлений |
Адаптации и социализации через освоение навыков поведения для реализации своих прав |
Интеграциисохранение ценностей государства |
Коммуникациивзаимодействие субъектов и институтов на основе символов, стереотипов |
Нормативнаясистема господствующих норм |
|
Воспитательная формирование гражданина, патриота |
Аксиологическаяоценка событий и явлений |
Прогностическаяпредвидение развития политических событий |
5.5 Политическая культура личностей
Показатели |
Характеристика |
|
1. Уровень общего образования, интеллекта, культуры |
Высокий уровень грамотности, культуры, интеллигентности, соблюдение этикета, низкая грамотность, бескультурье, невежество |
|
2. Политическое знание |
-Уровень внимания к политическим событиям -Обладание информацией и наличие собственного мнения -Уровень компетентности в политике |
|
3. Отношение к политике и политической системе |
-Оценка деятельности власти -Частота обсуждения политических проблем с другими людьми -Уровень национальной гордости за политическую систему и страну |
|
4. Степень участия в политической жизни |
-Уровень политической активности -Формы участия в политической жизни -Участие в государственной. политике -Степень веры в том, что можно оказывать влияние на политику и властные структуры |
|
5. Используемые средства |
-Адекватные и неадекватные -Законные и незаконные -Мирные и насильственные (военные) |
5.6 Политическое поведение
- система действий субъекта, в которой находит выражение его взаимосвязь с государством, партиями и другими политическими институтами
Участники политики
в зависимости от политповедения:
Лидеры – возглавляют политическое движение, способствуют его сплочению и достижению намеченных целей
Активисты – посредники между лидерами и последователями
Последователи – поддерживают цели лидеров
5.7 Политическая социализация
Политические ценности |
Самовоспитание |
Политическая культура человека |
||
| Воспитание | ||||
| Формирование | ||||
Агенты социализацииСемья Школа Малые группы Религиозные общности Общественные организации Политические организации Государство |
||||
5.8 Формы политического участия
| Приемлемая |
Неприемлемая |
|
Активное участие |
-Предвыборная активность -Участи в выборных органах -Лоббистская деятельность -Участие в демонстрациях и других политических секциях |
-Насилие, подкуп должностных лиц -Дезорганизация -Гражданское неповиновение -Радикализм |
|
Пассивное участие |
-Участие в голосовании -Неповиновение закону -Партикуляризм |
-Пренебрежение к закону -Нарушение закона -Конформизм |
Неучастие |
-Разочарование в политике -Неверие власти |
-Аполитичность, абсентеизм, эскапизм, социальная мимикрия |
5.9 Средства массовой информации
- совокупность предприятий, учреждений, организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации по каналам печати, радио, телевидения, кино, звуко –и видеозаписи
Цели, функции, методы. Технологии
| Позитивные |
Негативные |
| 1. СМИ – орган гражданского общества | 1. Орудие власти, средство манипулирования (4-я власть) |
| 2. Современное, объективное, всестороннее информирование о важнейших событиях | 2. Дезинформация в интересах олигархов, элитных групп |
| 3. Образование народа на достижениях науки | 3. Назойливая реклама и внедрение стереотипов «массовой культуры» |
| 4. Политическая социализация | 4. Отчуждение людей от политики |
| 5. Артикуляция различных интересов, консолидация общества | 5. Разъединение людей и противопоставление друг другу |
| 6. Воспитание народа и формирование гражданских качеств | 6. Дегуманизация, духовное разложение, нравственное опустошение |
| 7. Критика властных структур и контроль за их деятельностью | 7. Восхваление власти, создание, «имиджей» и «рейтингов» |
| 8. Мобилизация на выполнение требований конституции, законов | 8. Нагнетание страхов, жестокости, насилия, человеконенавистничества |
| 9. Распространение лучших образцов культуры, традиционных ценностей | 9. Пропаганда «порнухи» и «чернухи» западных ценностей |
Способы манипулирования
Подтасовка фактов – замалчивание неугодной информации – ложь и клевета – полуправда, наклеивание ярлыков – двойной стандарт – нагнетание страха – нарочитая оперативность – метод Баража – инсинуации.
5.10 Манипулирование
- скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки их собственным интересам
Способы манипулирования
| Прямая подтасовка фактов (замалчивание народной информации, ложь и клевета, обман) |
Полуправда, дезинформация (кража лозунгов) |
Наклеивание ярлыков |
| Искажение законов логики (подмена тезиса, ложная аналогия, вывод без достаточного обоснования, подмена причины следствием, тавтология) | Распространение слухов и сплетен, штампов, стереотипов и мифов (страшилок) | Спекуляция на законах массовой психологии («опросы», «создание имиджа, рейтинга») |
| Нагнетание страха, ненависти, жестокости, насилия. человеконенавистничества | Двойной стандарт | Театрализация политического процесса (вместо реальной жизни) |
| Использование рекламы |
5.11 Менталитет
- способ мышления, образ мыслей, (умо) настроение, душевный настрой, национальный характер, своеобразный склад психических свойств и качеств, образ действий, поведения, оригинальный способ мышления, склада ума
Русский /Российский/ менталитет
| Характерные черты |
Их проявления |
|
-жизнеутверждающий патриотизм (беззаветная любовь к Родине, своему Отечеству, защита его не жалея сил и жизни) |
Готовность терпеть принуждения и использовать насилие ( «Русский бунт») |
-державность (этатизм) («Москва – третий Рим и четвертому не бывать») |
«Этатизм» (патернализм) смирение и бунт, крайности в поведении (компромисс, диалог, согласие, сотрудничество – это проявление слабости, а не здравомыслия), рабская психология |
|
-авторитаризм («За веру, царя и Отечество» -соборность |
Консерватизм, доходящий до ксенофодий, склонность к сохранению соц. – психологических стереотипов. («Долго запрягает, но быстро ездит»), неуважение личности, привычка полагаться на государство, а не на себя |
|
-общинность (собственность, земля общая от Бога), неприятие частной собственности, рыночных отношений |
Упорство, переходящее в упрямство. Приверженность традициям, которые как кошмар довлеют над умами живых («Привычка жить на халяву») |
|
-обостренное чувство справедливости (аттарактивность) |
Оборотная сторона – уравнительность и коллективистская психология |
| -самоанализ, рефлексия и забвение реальной жизни | Абстрактные теории, программы |
| -открытость, свободолюбие, душевность, радушие, оптимизм, бескорыстное служение делу | Некая Беззаботность и Беспечность в сочетании с недальновидностью |
| -приоритет духовного, нравственного перед материальным | Доверчивость, легковерие, расчет на авось |
| -выносливость к страданию, трудолюбие, мужество, самоограничение, смирение. долготерпение |
Максимализм, нигилизм, лень, пьянство («Он до смерти работает, до полусмерти пьет») |
|
-поиск смысла жизни искренняя вера (религиозность) |
Страх перед неопределенность. безбожие |
Раздел 5. Государство и политические режимы
5
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
ФЕДЕРАЦИЯ
ТОТАЛИТАРНЫЙ
АВТОРИТАРНЫЙ
АРИСТОКРАТИЯ
МОНАРХИЯ
РЕСПУБЛИКА
АБСОЛЮТНАЯ
ОГРАНИЧЕННАЯ
ПАРЛАМЕНТСКАЯ
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ
СМЕШАННАЯ
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
5.2. ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
Стремление к созданию подлинно демократического, правового государства
Децентрализация государственной власти в пользу местных структур
Оживление национальных движений и дробление уже существующих государств
Сокращение бюрократического управленческого аппарата и уменьшение расходов на его содержание на словах и рост в реальной жизни
Демократическая ограниченность суверенитета государства на смену его абсолютного суверенитета
Интеграция экономической и политической жизни государств
Стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество
Борьба двух тенденций – к разгосударствлению и огосударствлению
5.3. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
![]()
![]()
ВНУТРЕННИЕ
-политическая
-экономическая
-экологическая
-воспитательная
-правовая
-социальная
-организаторская
-социальный
арбитраж
-защита
конституционного
строя
ВНЕШНИЕ
-участие
в решении глобальных
проблем
-обеспечение
национальной
безопасности
-отстаивание
государственных
интересов
-развитие международных отношений
5
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
КОНТРОЛЬ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД /19СУДЕЙ/
ПРЕЗИДЕНТ РФ
Назначается с согласия государственной думы
ГОС. ДУМА
По два депутата от каждого субъекта федерации
450 депутатов (выборы на 4 года)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
-ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
-ЗАМЕСТИТЕЛИ
-ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТРЫ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ВЕРХОВНЫЙ СУД
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
Назначение по представлению президента
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ, ИМЕЮЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
Не может снять через вотум недоверия
5.5. КОНСТИТУЦИАЛИЗМ
Ф
ТИПЫ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ /МОДЕЛИ/
ОСОБЕННОСТИ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ
АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ
Свобода как доминирующая ценность
Отношения между государством и гражданским обществом регламентируются правовыми нормами
Независимость правительства от воли парламента.
ЕВРО-КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ
Идея государственного порядка и национального единства
МНИМЫЙ
РОССИЙСКАЯ
Вся полнота власти в руках монарха при наличии институтов представительной власти
Наличие основного закона государства, разделение власти, гарантии прав граждан.
![]()
5.6. РЕСПУБЛИКА
-ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ГДЕ ИСТОЧНИКОМ ВЛАСТИ ЯВЛЯЕТСЯ БОГЛЬШИНСТВО (НАРОД), ПРИ КОТОРОЙ ГЛАВА ГОСУДАРСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ВЫБОРНЫМ И СМЕНЯЕМЫМ, А ЕГО ВЛАСТЬ СЧИТАЕТСЯ ПРОИЗВОДНОЙ ОТ ВОЛИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ИЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА.
РАЗНОВИДНОСТИ
Президентская
Президент избирается прямо или косвенно, является главой государства и правительства
Назначает правительство и руководит его деятельностью
Обладает правом облагательного вето на решения парламента
Парламентская
Правительство формируется парламентом и отвечает перед ним
Обязанности главы государства ограничиваются представительными функциями
Реальной главой государства является руководитель правительства
Президент может избираться парламентом.
Смешанная
Двойная ответственность правительства и перед президентом и парламентом.
Президент и парламент избираются непосредственно народом.
Президент – глава государства назначает главу правительства с учетом расклада политических сил в парламенте.
Парламент контролирует правительство путем утверждения бюджета и вынесения вотума недоверия правительству.
5.7. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
С
ОБЕСПЕЧИВАЕТ
Стабильность политической власти
Управляемость всеми процессами в обществе
Приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений
Достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты
ПОСОБ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, СОВОКУПНОСТЬ ПРИЕМОВ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
Уровнем развития и интенсивностью политических процессов
Структурированностью правящей элиты
Состоянием отношения власти с бюрократическим чиновничьим аппаратом
Особенностями политических традиций, господствующих в обществе политического сознания, поведения.
Доминирующим типом легитимной власти.
5
демократи-ческий
АВТОРИТАР-НЫЙ
ТОТАЛИТАР-НЫЙ
Обсуждение, согласие, мнение народа – источника влаксти
Единоличное правление, бесконтроль ность
Насилие, террор, приказы, беспрекословное подчинение вождю
Глава государства – президент считается с мнением парламента
Всевластие главы государства
Культ вождя, тотальный контроль за всеми сферами жизни
.8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
критерии
Методы властвования, управления
Место, роль главы государства в системе руководства
Порядок формирования представительных органов власти
Всеобщие демократичес -кие выборы, сочетание представитель-ной и непосредствен- ной демократии
«Выборы – без выбора» назначение угодных
Назначенные или формальные выборы нужных людей
Отношения между законодатель- ной и исполнитель- ной властью
На основе закона, принципа разделения власти, сдержек и противовесов
Централизация власти в одних руках при формальном ее разделении
Сосредоточение реальной власти в одних руках
Наличие и деятельность политических партий
Многопартийность, равноправие партий
По форме – многопартий -ность, на деле – монополия одной партии
Монополия одной партии - государства
Место и роль оппозиции
Законная оппозиция, мнение которой учитывается властью
Признание на словах и игнорирование на деле
Монополия одной партии
Объем и гарантия прав и свобод граждан
Признание и полная гарантия всех прав и свобод
Формальные права без гарантий
Фактическая ликвидация всех прав и свобод
Государство и личность в обществе
Правовое государство и свободная личность
Чиновничий произвол, бесправная личность
Огосударствле -ние всех сфер жизни, подавление личности
5.9. ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
ВЫБОРЫ
Средство формирования и легитимности власти /президентские, парламентские, муниципальные и др./
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Мажоритарная
/по большинству голосов, по одномандатному округу, в один или два тура голосования /
Пропорциональная
/пропорциональное распределение мандатов по числу поданных голосов за тот или иной партийный список /
Смешанная
ГОЛОСОВАНИЕ
Всеобщее, равное, тайное, прямое /косвенное/
5.10. ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
/ЭЛЕКТОРАТ – КОНТИНГЕНТ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ГОЛОСУЮЩИХ ЗА КАКУЮ-ЛИБО ПАРТИЮ НА ВЫБОРАХ/. АБСЕНТЕИЗМ /УКЛОНЕНИЕ ОТ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ/ ПАССИВНОЕ УЧАСТИЕ
АКТИВНОЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ УЧАСТИЕ
В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ /БЕЛЬГИИ, НИДЕРЛАНДАХ, АВСТРАЛИИ, ПАКИСТАНЕ/ ГОЛОСОВАНИЕ НЕ ТОЛЬКО ПРАВО НО И ОБЯЗАНОСТЬ.
Раздел 6. Политические партии и организации
6.1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ, ВЫРАЖАЮЩАЯ И ЗАЩИЩАЮЩАЯ ИНТЕРЕСЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП, СЛОЕВ И КЛАССОВ, ДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ОСНОВВЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ППОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ И ИДЕОЛОГИИ, ИМЕЮЩАЯ ЦЕЛЬЮ ЗАВОЕВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.
К
СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА
/Буржуазные, рабочие, крестьянские и др./
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
/кадровые, массовые, централизованные и др. /
СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ
/Парламентские, непарламентские, авангардные /
ЛАССИФИКАЦИЯ ПАРТИЙ
ИДЕОЛОГИЯ
/Либеральные, консервативные, реакционные, буржуазные, коммунистические, социал-демократические./
МЕСТО В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
/Легальные, нелегальные, правящие, опозиционные /
МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
/Революционные, реформистские, демократические, тоталитарные, открытые, закрытые /
Ф
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ
ОРГАНИЗАТОРСКАЯ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ИНТЕГРАТИВНАЯ
ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕКРУТИРОВАНИЯ
6.2. ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА
СОВОКУПНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕЙСТВУЮЩИМИ ПАРТИЯМИ, ПРИНИМАЮЩИМИ, УЧАСТИЕ В БОРЬБЕ ЗА ВЛАСТЬ И ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ.
Т
ОДНОПАРТИЙНАЯ
ДВУХПАТИЙНАЯ
МНОГОПАРТИЙНАЯ
КОАЛИЦИОННАЯ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ РФ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ПАРТИИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ
ЦЕНТРИСТСКИЕ
КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ
П
ПЕРВАЯ ГД
КПРФ
АПР
ЯБЛОКО
ВЫБОР РОССИИ
ЛДПР
ПРЕС
ЖЕНЩИНЫ РОССИИ
НПР
ВТОРАЯ ГД
ФРАКЦИИ
КПРФ – 131
НД – 60
ЛДПР – 50
ЯБЛОКО – 44
ГРУППЫ
НАРОДОВЛАСТИЕ – 45
РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ – 43
АПР – 36
ОСТАЛЬНЫЕ - 440
ТРЕТЬЯ ГД
ФРАКЦИИ
КПРФ – 93
ЕДИНСТВО – 81
ОВР – 46
СПС – 32
ЯБЛОКО – 21
ЛДПР – 17
ГРУППЫ
АГРОПРОМ-Я – 36
РОС-Е РЕГИОНЫ 39
НАР-Й ДЕПУТАТ 58
ОЛИТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ГРУППЫ В ГОС. ДУМЕ РФПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ
ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ ГРУППЫ, ОБЛАДАЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ И ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ.
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ
ПРАВЯЩАЯ
ОППОЗИЦИОННАЯ (КОТРЭЛИТА)
СРЕДНЯЯ (СУБЭЛИТА)
ОТКРЫТАЯ
ЗАКРЫТАЯ
С
СИСТЕМА ГИЛЬДИИ
/Закрытость, наличие многих фильтров – формальных требований для занятия должностей закрытый круг селектора, номенклатурный принцип /
АНТРЕПРЕНЕРСКАЯ
/Открытость, ограничение формальных требований, широкий круг селектора, высокая конкурентность отбора, первостепенное значение личных качеств /
ИСТЕМЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ ЭЛИТЗАКОНОМЕРНОСТЬ – ПОСТОЯННАЯ СМЕНА (ЦИРКУЛЯЦИЯ0 ЭЛИТ.
ТЕОРИИ ЭЛИТ
ЦЕННОСТНАЯ
ПЛЮРОЛИСТИЧЕСКАЯ
МЕРИТОКРАТИЧЕСКАЯ
ПАРТОКРАТИЧЕСКАЯ
ПОЗИЦИОННАЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
7. Гражданское общество и особенности его становления в современной России
7.1. Гражданское общество
совокупность неполитических отношений;
общество полноправных граждан, защищенных законом;
система различных форм самоуправления
взаимная ответственность гражданина – общества, гражданина – государства;
гражданский мир и согласие;
относительно автономное целое, приоритетное по отношению к государству.
И
экономической
негосударственные предприятия и объединения
социальной
семья, общественные организации, негосударственные СМИ
политической
общественно-политические партии и клубы, политические движения
духовной
организации, созданные для осуществления свободы мысли, слова, совести
нституты гражданского общества в сферахГ
Граждане
общности граждан
Гражданское общество
Кодекс
Нормы
Неполитические
объединения
Основа – неполитические ассоциации
Государство
Конституция
Законы
Государственные организации
Основа – политические институты
7.2. правовое государство
-тип государства, где функционирует режим конституционного правления, развитая и непротиворечивая правовая система, эффективная судебная власть.
П
Верховенства закона права (правового закона)
Разделения власти
Независимости суда и прокуратуры
Взаимная ответственность государства и граждан
Контроль за исполнением законов
Юридические гарантии прав и свобод граждан
ринципыТема 9: Мировая политика и международные отношения.
9.1 Международные отношения-
Политические, идеологические, культурные, экономические, военные и другие связи и отношения между государствами, международными институтами и организациями.
1)
Тенденции развития |
||
| Переход от биполярного к монополярному миру | Установление нового мирового порядка | Возрастание национального фактора |
| Нарастание глобальных кризисных явлений | Демократизация международных отношений | Димилитаризация и деидеологизация |
2)
Глобальные проблемы современности |
||
| Предотвращение мировой войны | Экологические проблемы | Демографические проблемы |
| Ликвидация нищеты, голода, болезней, безработицы и неграмотности | Решение энергетических проблем | Борьба с международным терроризмом, наркоманией итд |
За последние 5,5 тыс. лет мир жил без войн только29 гг. Человечество пережило 14550 больших и малых войн, в которых погибло больше 3,5 млрд. человек За 40 лет после окончания 2 войны в мире произошло 250 войн, в которых участвовали до 90 государств, чьи потери составили более 35 млн. человек Около 2/3 человечества находится на грани голода и недоедания.
3)
Приоритеты российской внешней политики |
||
| Защита национальных интересов | Обеспечение национальной безопасности | Развитие собственного экономического потенциала |
| Поддержание на высоком уровне боеготовности вооруженных сил | Развитие отношений со странами СНГ | Развитие взаимовыгодных отношений со всеми странами |
9.2 Геополитика
- наука о географической обусловленности политических процессов.
Главные геополитические факторы:
географические (пространственное положение, природные ресурсы)
политические (политический строй, границы, социальная структура общества)
экономические (мощь и структура производственных сил, уровень жизни, инфраструктура, стратегические запасы, мобилизационные мощности)
военные (состав, боеготовность ВС, уровень развития военного искусства, подготовка кадров)
экологические (состояние природных ресурсов)
культурные (традиции, уровень развития науки, образования , здравоохранения, урбанизации)
демографические (плотность и состав населения, темпы его развития)
Введение
Опыт преподавания политологии показывает, что эффективность освоения учебного материала, его восприятия и осмысления во многом обусловлены использованием на лекциях и семинарских занятиях наглядных пособий с их комментированием и активным обсуждением в студенческой аудитории.
Подготовленное профессорско-преподавательским составом кафедры философии и социальных наук методическое пособие в полной мере соответствует требованиям к содержанию курса политологии нового Государственного образовательного стандарта по основным разделам изучаемого предмета.
Основные наглядные пособия, схемы, диаграммы расположены по восьми темам курса:
Политология как наука и учебная дисциплина
Политика и ее роль в жизни современных обществ
Политическая власть
Политическая система
Политическая культура
Государство и политические режимы
Политические партии, движения и организации
Гражданское общество и особенности его становления в современной России
Мировая политика и международные отношения
Пособие подготовлено и по просьбе студентов и, безусловно, окажет методическую помощь изучающим курс «Политологии» во всех сферах обучения.
Предполагается использование методического пособия во время чтения лекций и совместного их обсуждения на семинарских занятиях.
Все это в конечном счете будет способствовать формированию у студенческой молодежи высокой политической культуры, необходимой в условиях возрождения современной России и формирования гражданского общества и правового государства.
Министерство образования
Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
технологии и дизайна
Кафедра политологии, культурологи и мировой экономики
Наглядные пособия
в курсе «политология»
Методические указания для студентов всех форм обучения
Под ред. В.Ф. Цымлова
Составители:
Э.А. Ерзин
В.П. Целуйко
В.Ф. Цымлов
Санкт – Петербург
2002
Рекомендовано
на заседании кафедры
2002 года
протокол №
Утверждено
на заседании РИСа
2001 г
протокол №
Рецензент И.В. Ильинский


