Билеты: ГИА физика 2011
|
Название: ГИА физика 2011 Раздел: ЕГЭ Тип: билеты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Государственная (итоговая) аттестация 2011 года (в новой форме) по ФИЗИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ФИЗИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования подготовлен Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 25 заданий. Часть 1 содержит 18 заданий (1–18). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа. Часть 2 включает 3 задания с кратким ответом (19–21). При выполнении заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Часть 3 содержит 4 задания (22–25), на которые следует дать развернутый ответ. Ответы на задания части 3 записываются на отдельном листе. Задание 22 – экспериментальное, и для его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием. При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов. Желаем успеха! 3
5
ускорения этого тела в точке А ? 1 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Два однородных шара, один из которых изготовлен из алюминия, а другой — из меди, уравновешены на рычажных весах (см. рисунок). Нарушится ли равновесие весов, если шары опустить в воду?
1) Равновесие весов не нарушится, так как масса шаров одинакова. 2) Равновесие весов нарушится – перевесит шар из алюминия. 3) Равновесие весов нарушится – перевесит шар из меди. 4) Равновесие весов не нарушится, так как шары опускают в одну и ту же жидкость.
Мальчик стоит на напольных весах в лифте. Лифт начинает движение вверх с ускорением 1 м/с2 . Что покажут весы в ходе этого движения, если в покоящемся лифте они показывали 40 кг? 1) 44 кг 2) 41 кг 3) 39 кг 4) 36 кг
В отсутствие теплопередачи объем газа увеличился. При этом
1) температура газа уменьшилась, а внутренняя энергия не изменилась 2) температура газа не изменилась, а внутренняя энергия увеличилась 3) температура и внутренняя энергия газа уменьшились 4) температура и внутренняя энергия газа увеличились 7
На рисунках изображены постоянные магниты с указанием линий магнитной индукции полей, создаваемых ими, и магнитные стрелки. На каком из
На рисунке изображен ход луча, падающего на собирающую линзу. Какая из пунктирных линий (1), (2), (3) или (4) верно указывает направление распространения этого луча после его преломления в линзе?
1) 1 9
Тепловое излучение
Все окружающие нас тела излучают электромагнитные волны. При комнатной температуре все тела излучают невидимые инфракрасные волны. Кусок железа, нагретый до 550°С, излучает свет красного цвета. По мере повышения температуры железа цвет излучения меняется: при 1000°С становится желтым, при 1500°С – белым. Таким образом, максимум излучения при нагревании тела смещается в область высоких частот (коротких длин волн). На рисунке представлены кривые интенсивности излучения для тел разной температуры. При температуре примерно 5700°С (температура фотосферы Солнца) максимум излучения приходится на область видимого света.
Частота излучения, 1014 Гц Рисунок. Зависимость интенсивности излучения от частоты для тел разной температуры Тела не только излучают, но и поглощают энергию. Тело, полностью поглощающее все падающее на него излучение, называется абсолютно черным. Если температура тела выше температуры окружающей среды, то излучение преобладает над поглощением и тело охлаждается. Теплокровным животным и человеку для поддержания температуры тела необходимо постоянно пополнять энергию. Причем чем меньше размеры тела, тем больше должна быть удельная скорость тепловыделения в организме. Пища и кислород являются исходными веществами биологических реакций, в результате которых образуются белки, ферменты и другие химические соединения, запасающие энергию. 11 Часть 2
Установите соответствие между физическими величинами и приборами для
Ответ:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Сила тяжести, действующая на воду |
Давление воды на дно сосуда |
Сила давления воды на дно сосуда |
13
Часть 3
| Для ответа на задания части 3 (задания 22–25) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на соответствующее задание . |
| 22 |
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R 1 и R 2 , проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении;
3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
| Физика. 9 класс |
16 |
| Задание 23 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развернутое, логически связанное обоснование. |
| 23
|
Капля маслянистой жидкости попадает на поверхность воды и растекается, образуя тонкую пленку. Обязательно ли эта пленка закроет всю поверхность воды? Ответ поясните.
| Для заданий 24–25 необходимо записать полное решение, включающее запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу. |
| 24
|
В электропечи мощностью 100 кВт полностью расплавили слиток стали за 2,3 часа. Какова масса слитка, если известно, что до начала плавления сталь необходимо было нагреть на 1500°С? Потерями энергии пренебречь.
| 25
|
м
Найдите силу тяги, развиваемую при скорости 12
электровозом, с
работающим при напряжении 3 кВ и потребляющим ток 1,6 кА. КПД двигателя электровоза равен 85%.
15
Система оценивания экзаменационной работы по физике
Часть 1
За верное выполнение каждого из заданий 1–18 выставляется 1 балл.
| № задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
| 1 |
2 |
7 |
3 |
13 |
2 |
| 2 |
4 |
8 |
3 |
14 |
1 |
| 3 |
1 |
9 |
2 |
15 |
1 |
| 4 |
4 |
10 |
2 |
16 |
2 |
| 5 |
3 |
11 |
3 |
17 |
4 |
| 6 |
1 |
12 |
4 |
18 |
3 |
Часть 2
Задания 19, 20 и 21 оцениваются в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа, в 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и в 0 баллов, если ответ не содержит элементов правильного ответа.
| Физика. 9 класс При выполнении задания используется комплект оборудования № 5 в составе: – источник тока (4,5 В); – резисторы 12 Ом и 6 Ом, обозначенные R1 и R2 ; – вольтметр (погрешность измерения 0,2 В); – ключ и соединительные провода. Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания. Образец возможного выполнения 1. Схема экспериментальной установки: R R 2 1
2. Напряжение на резисторе R1 : U1 = 2,8 В. Напряжение на резисторе R2 : U2 = 1,4 В. Общее напряжение на концах цепи из двух резисторов: Uобщ = 4,1 В. 3. Сумма напряжений U1 + U2 = 4,2 В. С учетом погрешности измерений сумма напряжений на концах цепи из двух резисторов находится в интервале от 3,8 В до 4,6 В. Измеренное значение общего напряжения 4,1 В попадает в этот интервал значений. Вывод: общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений на контактах каждого из резисторов. Указание экспертам Измерение напряжений считается верным, если значение U попадает в интервал ±0,2 ( )B к указанным значениям.
18 |
| № задания |
Ответ |
| 19 |
431 |
| 20 |
322 |
| 21 |
34 |
Часть 3
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ
ОТВЕТОМ
| 22 |
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R 1 и R 2 , проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении;
3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
17
| ИЛИ допущена ошибка при указании интервала возможных значений физической величины с учетом погрешности ее определения; ИЛИ допущена ошибка в схематичном рисунке экспериментальной установки, или рисунок отсутствует. |
|
| Сделан рисунок экспериментальной установки, правильно приведены значения прямых измерений величин, но не сформулирован вывод; ИЛИ сделан рисунок экспериментальной установки, сформулирован вывод, но в одном из экспериментов присутствует ошибка в прямых измерениях. |
2 |
| Записаны только правильные значения прямых измерений; ИЛИ сделан рисунок экспериментальной установки и частично приведены результаты верных прямых измерений. |
1 |
| Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2, 3 или 4 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания. |
0 |
| Максимальный балл |
4 |
| 23
|
Капля маслянистой жидкости попадает на поверхность воды и растекается, образуя тонкую пленку. Обязательно ли эта пленка закроет всю поверхность
воды? Ответ поясните.
1. Ответ. Не обязательно. Масляная пленка может не закрыть всю поверхность воды.
| Физика. 9 класс
В электропечи мощностью 100 кВт полностью расплавили слиток стали за 2,3 часа. Какова масса слитка, если известно, что до начала плавления сталь необходимо было нагреть на 1500°С? Потерями энергии пренебречь.
20 |
2. Обоснование. Тонкая пленка будет растекаться по поверхности воды только до определенных пределов, так как толщина пленки не может быть меньше диаметра молекул маслянистой жидкости. Если площадь поверхности воды больше максимально возможного размера масляного пятна, то пленка не закроет всю поверхность воды, если меньше – то закроет.
19
| Физика. 9 класс
м Найдите силу тяги, развиваемую при скорости 12 работающим при напряжении 3 кВ и потребляющим ток 1,6 кА. КПД двигателя электровоза равен 85%.
22 |
| Содержание критерия |
Баллы |
| Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записано краткое условие задачи; 2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении — формула для расчета количества теплоты при нагревании и плавлении вещества, формула для расчета работы электрического тока ); 3) выполнены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ с указанием соответствующих единиц измерения; при этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями). |
3 |
| Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ; ИЛИ представлено правильное решение только в общем виде, без какихлибо числовых расчетов; ИЛИ записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка. |
2 |
| Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, но отсутствуют какие-либо преобразования с ними, направленные на решение задачи; ИЛИ записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи; ИЛИ записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка. |
1 |
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. |
0 |
| Максимальный балл |
3 |
21
| Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ; ИЛИ представлено правильное решение только в общем виде, без какихлибо числовых расчетов; ИЛИ записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка. |
2 |
| Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, но отсутствуют какие-либо преобразования с ними, направленные на решение задачи; ИЛИ записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи; ИЛИ записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка. |
1 |
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. |
0 |
| Максимальный балл |
3 |
23

Тело движется по окружности вокруг точки О
с постоянной по модулю скоростью. Какая из стрелок 1, 2, 3 или 4 указывает направление 
t
, °C


20