Курсовая работа: Привод рабочей машины
|
Название: Привод рабочей машины Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
привод рабочей машиныП ояснительная записка и расчеты к курсовому проекту по дисциплине „Детали машин и механизмов” прм–6900.04.400.000.000 пз
2008 1 Кинематический и энергетический расчет привода 2 Расчет передач 2.1 Расчет клиноременной передачи 2.2 Расчет червячной передачи 3 Конструирование и определение размеров зубчатых колес и элементов корпуса редуктора 3.1 Конструирование червяка и червячного колеса 3.2 Конструирование элементов корпуса редуктора 4 Проектирование и расчет валов 4.1 Ориентировочный расчет валов 5 Расчет шпоночных соединений. Исходные данные Тяговое усилие на барабане Ft = 6900 Н Окружная скорость барабана V = 0,4 м/с Диаметр барабана в = 400 мм Режим работы 0 Суммарное время работы 20000 часов
1 – электродвигатель 2 – ременная передача 3 – червячный редуктор 4 – цепная передача 5 – барабан 1. Кинематический и энергетический расчет привода Мощность привода:
где h – КПД привода: h = h рем ×h черв ×h цеп ×h подш , где h рем = 0,96 – КПД ременной передачи, h черв = 0,8 – КПД червячной передачи, h цеп = 0,95 – КПД цепной передачи,
Предварительная мощность привода:
Частота вращения барабана:
Приближенное передаточное отношение привода: u/ = uр ×uцеп × uрем , где up – передаточное отношение редуктора, принимаем up = 20, uцеп – передаточное отношение цепной передачи, uцеп = 2, uрем – передаточное отношение клиноременной передачи, uрем = 2.
Предварительная частота вращения двигателя:
По таблице выбираем двигатель серии А4 тип А4 100S2У3/1435, мощность P = 4,0 кВт, частота вращения Действительное передаточное отношение:
Действительное передаточное отношение цепной передачи при up =20 и upem =2:
Мощности на валах:
Частота вращения валов:
Крутящий момент на валу электродвигателя:
где w д –угловая скорость двигателя:
Крутящие моменты на валах:
2.1 Расчет клиноременной передачи Исходные данные: мощность на входном валу P1 = 3,8кВт, частота вращения входного вала n1 = 2880 мин –1 , передаточное отношение u = 2, Тип ремня – А (назначаем по графику рис.12.23 [1]). По графику рис. 12.25 [1] назначаем диаметр меньшего шкива d1
= 100 мм , при этом номинальная мощность, передаваемая одним ремнем Диаметр большего шкива:
Принимаем значение межосевого расстояния при u = 2:
Длина ремня:
По стандарту принимаем Уточненное межосевое расстояние:
Угол обхвата:
Проверяем условия:
где h – высота поперечного сечения ремня (для типа А h = 8 мм) 600 мм £ 259,7 мм £ 173 мм. Мощность, передаваемая одним ремнем в условиях эксплуатации:
где
Число ремней:
где
Принимаем 3 ремня. Предварительное натяжение одного ремня:
где окружная скорость ремня:
дополнительное натяжение при периодическом подтягивании ремня
Сила, действующая на вал:
где b – угол между ветвями ремня:
Ресурс наработки ремней:
где K1 =1 – коэффициент режима нагрузки (умеренные колебания), K2 =1 – коэффициент климатических условий (центральные зоны) Tcp = 20000 ч – ресурс наработки при среднем режиме нагрузки
Исходные данные: Мощность на входном валу P1 = PII = 3,65 кВт, частота вращения входного вала n1 = nII = 1440 мин –1 , передаточное отношение u = 20. Число заходов червяка при u = 20 z1 = 2 Число зубьев колеса:
Приближенная скорость скольжения
Выбор материалов: материал червяка – сталь 40Х, закалка до 54HRC, витки шлифованные и полированные, материал колеса – бронза БрАЖ9, sT = 200 МПа, sB = 400 МПа. Допускаемые контактные напряжения:
Допускаемые напряжения изгиба:
Стандартное значение коэффициента диаметра червяка:
q = 8. Приведенные модуль упругости:
где E1 = 2,1×105 МПа – модуль упругости червяка (сталь), E2 = 0,9×105 МПа – модуль упругости червячного колеса (бронза).
Межосевое расстояние:
По стандарту принимаем aw = 146 мм. Модуль передачи:
По стандарту принимаем m = 6,3 мм. Коэффициент смещения:
Условие не соблюдается, изменим число зубьев колеса z2
= 39. При этом действительное передаточное отношение
Делительные диаметры: червяка
червячного колеса
Угол подъема винтовой линии:
Окружная скорость червяка:
Скорость скольжения:
Так как разница между ориентировочной и действительной скоростью скольжения незначительна, выбранный материал колеса сохраняем. Угол обхвата червяка колесом d=500 = 0,8727 рад. Коэффициент, учитывающий уменьшение длины контактной линии x =0,75. Торцевой коэффициент перекрытия в средней плоскости червячного колеса:
Коэффициент динамической нагрузки Коэффициент концентрации нагрузки Коэффициент расчетной нагрузки:
Контактные напряжения:
Так как sH = 178,5 МПа < [sH ] = 182 МПа, следовательно контактная прочность достаточна. Окружная сила на колесе:
Осевая сила на колесе
Радиальная сила
Нормальный модуль:
Ширина колеса при z1 = 2:
Число зубьев эквивалентного колеса:
Коэффициент формы зуба YF =1,5. Напряжения изгиба:
Так как sF = 17,1 МПа < [sF ] = 82 МПа, следовательно изгибная прочность достаточна. Диаметр вершин червяка:
Диаметр впадин червяка:
Длина нарезанной части червяка при X = 0,4:
Для шлифованного червяка при m = 6,3мм < 10 мм увеличиваем b1 на 25 мм. b1 = 90 ммм. Диаметр вершин колеса:
Диаметр впадин колеса:
Наружный диаметр колеса при z1 = 2:
Степень точности 8 (среднескоростная передача). 2.3 Расчет цепной передачи Исходные данные: мощность на входном валу P1 = PIII = 2,9 кВт, частота вращения входного вала n1 = nIII = 72 мин –1 , передаточное отношение u = 3,7, линия центров передачи находится под углом 300 к горизонту, передача открытая, работает в пыльном помещении в одну смену, регулируется передвижением оси малой звездочки, цепь роликовая. Назначаем число зубьев ведущей звездочки z1 =25, число зубьев ведомой звездочки
Назначаем межосевое расстояние
Расчетная мощность
где Kэ – коэффициент эксплуатации:
где Kд » 1– коэффициент динамической нагрузки(нагрузка близкая к равномерной), Kа = 1 – коэффициент межосевого расстояния или длины цепи, Kн = 1– коэффициент наклона цепи к горизонту (до 600 ), Kрег =1 – коэффициент способа регулировки натяжения цепи (одной из звездочек), Kс =1,3 – коэффициент смазки и загрязнения передачи (запыленное помещение), Kреж =1 – коэффициент режима или продолжительности работы в течение суток (односменный).
Kz – коэффициент числа зубьев,
Kn – коэффициент частоты вращения,
По ГОСТ 13568–75*
для принятых При этом Скорость цепи:
По таблице 13.3 [1] назначаем густую внутришарнирную смазку с удовлетворительным качеством смазки. Число звеньев цепи (длина цепи в шагах):
Округляем до целого числа Уточненное межосевое расстояние:
Так как передача лучше работает при небольшом провисании холостой ветви цепи рекомендуют уменьшать межосевое расстояние на 4,4мм. Окончательно назначаем a =1352 мм. Диаметры звездочек:
Окружная сила:
Натяжение от центробежных сил:
где q – масса единицы длины цепи по каталогу, q=1,9 кг/м.
Сила предварительного натяжения от массы цепи:
где Kf – коэффициент провисания, при горизонтальном положении Kf = 6, a – длина свободной ветки цепи, приближенно равная межосевому расстоянию.
Обе силы Fv и F0 малы по сравнению с Ft , что оправдывает принятые ранее допущения. Критическая частота вращения:
где F1 – натяжение ведущей ветви, F1 » Fеt .
Резонанс отсутствует. 3. Конструирование и определение размеров зубчатых колес и элементов корпуса редуктора 3.1 Конструирование червяка и червячного колеса Червяк выполняем стальным и за одно целое с валом при длине нарезанной части b1 = 90 мм.
Червячное колесо конструируем составным: центр колеса – из стали, венец – из бронзы БрАЖ9–4. Зубчатый венец соединяем с центром посадкой с натягом. Колесо насажено на вал, закрепляется с помощью шпонки и распорного кольца. Конструктивные размеры: ширина колеса b = 38 мм, диаметр ступицы колеса dст = 1,6dв = 64 мм, длина ступицы колеса ширина торцов центра колеса толщина диска ширина торцов зубчатого венца размер фаски 3.2 Конструирование элементов корпуса редуктора Назначаем материал корпуса редуктора: чугун СЧ–15.Корпус редуктора разъемный с нижним расположением червяка. Таблиця 3.1 – Основные размеры корпуса редуктора
Таблица 3.2 – Розмеры для компоновочного чертежа редуктора
Остальные размеры принимаем конструктивно по рекомендациям [3, 4] или по справочнику [2]. 4. Проектирование и расчет валов 4.1 Ориентировочный расчет валов Ориентировочно диаметр вала определяем из условия прочности при кручении в случае понижения допускаемых напряжений.
где T– крутящий момент на валу, [t] = 20 Мпа – допускаемые напряжения на кручение материала вала. Вал II (вал червяка).
Диаметр выходного конца вала червяка:
В соответствии со стандартом принимаем Диаметр вала под уплотнения Расстояние между подшипниками червяка: Применяем конструкцию с двумя радиально-упорными подшипниками, установленными по разные стороны червяка. Диаметр Вал III (вал червячного колеса). Средний диаметр вала червячного колеса:
В соответствии со стандартом принимаем Диаметр вала под уплотнения Диаметр вала в месте установки подшипника Диаметр вала в месте посадки колеса Диаметр упора для колеса После определения конструкции валов, червячного колеса и корпуса выполняем компоновочный чертеж редуктора. По результатам компоновочного чертежа выполняем проверочный расчет валов. Исходные данные: Силы в зацеплении: на колесе окружная осевая радиальная Нагрузка от цепной передачи Моменты на валах Вал III (вал колеса). Вертикальная плоскость: Под действием осевой силы возникает изгибающий момент
Реакции в опорах:
Горизонтальная плоскость:
Опасными являются сечения I-I, ослабленное шпоночным пазом, и сечение II-II ослабленное проточкой. Расчет на статическую прочность выполняем по 4-ой теории прочности:
допускаемые напряжения Нормальные напряжения:
Касательные напряжения :
Эквивалентные напряжения:
Статическая прочность сечения I-I достаточна.
Статическая прочность сечения II-II достаточна Расчет на сопротивление усталости . Запас сопротивления усталости:
где
Для сечения I-I:
Для сечения II-II:
Прочность по сопротивлению усталости сечений вала достаточна. 5. Расчет шпоночных соединений Шпоночное соединение червячного колеса с валом. Диаметр вала в = 55 мм. Выбираем призматическую шпонку 16 Х 10. [sсм ]=110 МПа. Длину шпонки определяем из условия прочности на смятие:
Принимаем длину шпонки 28 мм. Шпоночное соединение шкива ременной передачи с ведущим валом. Диаметр вала в = 30 мм. Выбираем призматическую шпонку 8 Х 7. [sсм ]=110 МПа. Длину шпонки определяем из условия прочности на смятие:
Принимаем длину шпонки 12 мм. Шпоночное соединение звездочки цепной передачи с ведомым валом. Диаметр вала в = 45 мм. Выбираем призматическую шпонку 14 Х 9. [sсм ]=110 МПа. Длину шпонки определяем из условия прочности на смятие:
Принимаем длину шпонки 36 мм. Выходной вал редуктора. Колесо устанавливаем на роликовых конических подшипниках 7210Н, поставленных враспор. Паспортная динамическая грузоподъемность C = 52,9 кН. Паспортная статическая грузоподъемность C0 = 40,6 кН. Реакции опор:
На опоре А
На опоре В
Суммарная осевая составляющая:
Коэффициент безопасности Kб =1 (спокойная нагрузка). Температурный коэффициент Kт =1 (температура до 1000 ). Эквивалентная нагрузка:
Выполняем расчет для опоры В как более нагруженной. Эквивалентная долговечность:
где Lh – суммарное время работы подшипника.
Ресурс подшипника:
где n = 72 мин–1 – частота вращения.
Динамическая грузоподъемность:
где a1 = 1 – коэффициент надежности, a2 = 1 – коэффициент совместного влияния качества материала и условий эксплуатации.
C > C паспорт , следовательно условие проверки по динамической грузоподъемности выполняется. Эквивалентная статическая нагрузка:
где X0 = 0,5 и иY0 = 0,22ctga = 3,15 – для радиально-упорных подшипников.
Условие проверки по статической грузоподъемности выполняется Система смазки комбинированная. Смазка червячной передачи осуществляется путем окунания червяка в масло, заливаемое внутрь корпуса. Глубина погружения в масло червяка до половины диаметра. Смазка подшипников осуществляется разбрызгиванием масла. Во избежание попадания в подшипник продуктов износа червячных колес, а также излишнего полива маслом подшипники защищаются маслозащитными шайбами. Требуемая вязкость масла при скорости скольжения 4,8 м/с и контактных напряжениях 208,5 МПа – 25×10-6 м2 /с. Применяем авиационное масло МС-20 с вязкостью 20,5×10-6 м2 /с при t = 1000 С. 1. Иванов М.Н. Детали машин. – М. : Высшая школа, 1984.–336 с. 2. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. – Т.1–3.М.: Машиностроение, 1978. 3. Киркач Н.Ф., Баласанян Р.А. Расчет и проектирование деталей машин. – Харьков: Вища школа, 1988. 4. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование. – М.: Высшая школа, 1984. 5. Решетов Д.Н. Детали машин. –М.: Машиностроение, 1989. 6. Детали машин: Атлас конструкций/ Под ред. Д.Н. Решетова. – М.: Машиностроение, 1979. 7. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Детали машин и основы конструирования». – Харьков, 1989. 8. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Детали машин и основы конструирования». – Харьков, 1996. |

,
мин–1,
мин–1,
мин–1.
,
Н×м.
мм.
,
Н.
,
.
Н
МПа.
,
мм.
,
.
м/с.
,
.
,
МПа.
Н.
,
.
МПа.
м/с.
,


,
мм,
мм,
Н
,
мин–1
<
,
мм.
мм.

Н
МПа
МПа.
МПа,
МПа,
,
– запас сопротивления усталости по изгибу,
– запас сопротивления усталости по кручению,
,
.
,

мм.
мм.
мм.
.
,