Реферат: Итоги работы тэк в России за период 2003 2005 г г. Проблемы и перспективы развития тэк в России
|
Название: Итоги работы тэк в России за период 2003 2005 г г. Проблемы и перспективы развития тэк в России Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Содержание Введение………………………………………………………………………3 1. Место топливной промышленности в народном хозяйстве России….…..4 1.1. Структура отрасли………………………………………………………....4 1.2. Особенности топливной промышленности ……………………….….….5 1.3. Основные показатели работы топливной промышленности………...….5 1.4. Развитие топливной промышленности России в 21 веке…………..……5 2. Территориальная организация топливной промышленности РФ……..…..7 3. Экономико – географическая характеристика отраслей топливной промышленности…………………………………………………………..…..10 3.1. Нефтяная промышленность…………………………………………..…..11 3.1.1. Нефтяные базы России…………………………………………….……11 3.1.2. Основные месторождения нефти и газа стран СНГ……………….….13 3.1.3. Транспортировка нефти трубопроводами……………………………..14 3.2. Газовая промышленность………………………………………………..17 3.2.1. Переработка газа и газового конденсата………………………………20 3.3. Угольная промышленность……………………….………………………21 3.4. Торфяная промышленность………………………………………….…...24 3.5. Сланцевая промышленность……………………………………………...27 4. Внешнеэкономические связи России. Экспорт топливного сырья………29 5. Итоги работы ТЭК в России за период 2003 – 2005 г. г. …………………31 6. Проблемы и перспективы развития ТЭК в России………………….…….32 Заключение…………………………………………………………….……..38 Список использованной литературы………………………………….……40 Введение Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть" топливно-энергетического баланса. Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью страны. На его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходиться 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляют 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам. Развитие топливной промышленности, казалось бы, обусловлено в первую очередь имеющимися запасами различных видов топлива: ведь если их нет, то не может быть и их добычи. Однако действительность сложнее. Огромным размерам территории России мы обязаны тем, что в нашей стране имеются большие запасы топлива, причем всех его видов. Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразовательную функцию. С ним напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция. От развития топливного комплекса в значительной мере зависит вся деятельность народного хозяйства и повышение производительности труда. Роль отдельных видов топлива в экономике России менялась. В начале века большое значение имели дрова. Затем они постепенно начали вытесняться углем (к середине 20 века угольная промышленность давала более половины всего топлива). А позже начался рост доли нефти и газа. Данная курсовая работа затрагивает такие важные сферы, как развитие топливной промышленности в России и странах СНГ, проблемы, с которыми столкнулся ТЭК в нашей стране и пути их решения, а так же внешнеэкономические связи России с другими государствами. Отдельная роль уделяется наиболее значимым отраслям нашей страны: нефтяной, газовой и угольной, торфяной и сланцевой, из которых особо выделяется нефтяная промышленность. 1. Место топливной промышленности в народном хозяйстве России. 1.1. Структура отрасли. Топливная промышленность – совокупность отраслей горнодобывающей промышленности, занятых добычей и переработкой различных видов топливно-энергетического сырья. Топливная промышленность входит в состав топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Данная отрасль включает в себя: нефтедобывающую, газовую, угольную, торфяную, сланцевую, уранодобывающую. Топливо – группа ресурсов, используемых в основном для получения тепловой, механической и электрической энергии. Топливо классифицируется: I. По физическому состоянию: a) газообразное; b) твёрдое; c) жидкое. II. По способу получения: a) естественное, добываемое непосредственно из земли (уголь, нефть, природный газ, сланцы, торф, дрова, уран); b) искусственное, получаемое в результате переработки природного топлива и других веществ (кокс, мазут, бензин, коксовый газ, доменный газ и др.). Угольная промышленность относится к числу важнейших отраслей народного хозяйства. Велико значение угля в топливном балансе страны. Угли можно использовать для получения горючих газов и т.д. Большое количество специальных сортов углей идёт на производство кокса, необходимого для металлургической промышленности. Среди прочих полезных ископаемых нефть и газ занимают особое положение, определяемое рядом причин. Во-первых, нефть и газ представляют собой сырьё, даже частичная замена которого на альтернативное – потребует существенной перестройки структуры промышленного производства и значительных капитальных вложений. Во-вторых, нефть и газ потребляются в огромных масштабах и при современных темпах потребления нефть имеет резкую тенденцию к истощению. Переход же к освоению качественно худших по природным характеристикам ресурсов нефти и газа вызывает стремительный рост затрат на эти цели. (по 1, 3, 6) В-третьих, являясь уникальным сырьём, нефть и газ требуют значительных затрат труда на их выявление, добычу, транспортировку и переработку. 1.2. Особенности топливной промышленности. 1. Её продукция в дальнейших стадиях производства трансформируется в тепловую энергию. 2. Повсеместная потребность в продукции топливной промышленности. 3. Топливо перевозится только до места сжигания, и в весовом составе новой продукции материально не участвует. 4. Все виды топлива (за исключением газа) имеют огромную массу и перевозка их требует больших издержек. Практически все виды топлива применяются во всех отраслях народного хозяйства. Основным потребителем всех видов топливно-энергетических ресурсов (кроме моторного топлива) является промышленность. Индустрия потребляет более половины суммарного расхода топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве, около трёх четвертей котельно-печного топлива, почти две трети электроэнергии и 80% тепловой энергии, производимой централизованно на ТЭЦ[2] и в крупных котельных. 1.3. Основные показатели работы топливной промышленности. Россия располагает огромными топливными ресурсами и полностью обеспечивает себя ими. Опора на собственные топливно-энергетические ресурсы являются серьёзным преимуществом нашей экономики. Россия считается крупным экспортёром топлива среди стран мира. Топливная промышленность имеет большое районообразующее значение, она создаёт предпосылки для развития топливоёмких производств и служит базой для формирования промышленных комплексов, в том числе нефтехимических, углехимических, газо-промышленных. 1.4. Развитие топливной промышленности России в 21 веке. Доля топливной промышленности в общем объеме производства в 2004 г. составила 17,1%, из них 12,1% пришлось на нефтедобывающую, 2,1% - на нефтеперерабатывающую, 1,5% - на газовую, 1,3% - на угольную промышленность. (по 1,2) Рисунок N 2. Доля отраслей топливной промышленности в общем производстве продукции России (%). (по данным Федеральной службы государственной статистики). Объем промышленного производства топливной промышленности в 2004 г. вырос по сравнению с 2000 г. в 2,5 раза (с 835036.7млн. руб. до 2107922 млн. руб.)(рис. N 3). Рисунок N3. Динамика производства в топливной промышленности России в 2000 – 2004 г.г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
(по данным Центрального диспетчерского управления ТЭК).
В 1995 г., так же как и в предыдущие годы, газовая отрасль работала относительно устойчиво и в основном удовлетворяла потребности экономики. За год добыча газа составила 595 млрд.м3 . (98% к уровню 1994 г.). Ресурсы газа за счёт добычи и отборов из газохранилищ позволили обеспечить внутренние нужды российских потребителей и поставить 192,2 млрд.м3 . газа на экспорт, в том числе в страны дальнего зарубежья - 116,8 млрд.м3 . (111% к уровню 1994 г.) и в страны СНГ - 70,1 млрд.м3 . (94%).
Некоторое уменьшение добычи газа было вызвано снижением потребления газа, как в самой России, так и в странах СНГ. Хотя просроченная задолженность потребителей газа выросла за год в 2,5 раза и достигла на 1 января 1996 г. 6992 млрд. р., финансовое положение предприятий отрасли было достаточно устойчивым.
В 1996 г. добыча газа увеличилась на 1% по сравнению с 1995 г. и достигла 600,2 млрд.м3 . (98% по отношению к 1989 г.). Рост добычи газа в значительной степени был связан с вводом в эксплуатацию новых мощностей на Комсомольском и Ямбургском месторождениях с возможностью его суточной добычи 30-35 млн.м3 .
Несмотря на прогнозы Министерства экономики об увеличении добычи газа на 1% в 1997 г. по сравнению с 1996 г., за прошедший год было добыто меньше (569,3 млрд.м3 .). Основными причинами снижения добычи газа по (по 9, 5)
сравнению с предыдущим годом явились сокращение платёжеспособного спроса внутри страны (особенно в летний период), а также уменьшение объёмов его закачки в ПХГ в связи с тем, что за последние три года было отобрано почти на 50 млрд.м3 . газа меньше, чем закачано.
Из республик СНГ Российская Федерация даёт почти 80% всего газа, на втором месте – Туркмения (более 1/10), далее идут Узбекистан, Украина, Азербайджан, Казахстан и Белоруссия. В остальных республиках газ не добывают. Полностью собственные потребности обеспечивают только Россия, Туркмения и Узбекистан.
В России выделяются следующие лидеры по добыче природного газа:
Западная Сибирь – 91% российской добычи.
Уральский экономический район – 6%.
Поволжский экономический район – 1%.
Республика Коми и Ненецкий АО - менее 1%.
Дальневосточный экономический район – менее 1%.
Восточная Сибирь – менее 1%.
Таким образом, 98% газа в России добывается в первых трёх вышеперечисленных экономических районах. Это свидетельствует о высокой концентрации газодобывающей промышленности.
Структура потребления газа в России различна, вот например 40,5% добытого газа используется в электростанциях, 28,1 – в промышленности, 16,2 – коммунально-бытовые потребители, 15,2 – прочие отрасли народного хозяйства.
В России действует Е диная с истема г азоснабжения, которая включает разрабатываемые месторождения, сеть газопроводов и компрессорных установок (для сжатия газа и подачи его под давлением), подземных газохранилищ и других сооружений. Трубопроводы – единственный способ для перекачки больших масс газа, в России их протяжённость составляет около 80 тыс. м., а в СНГ – 140 тыс. км.
Основные системы магистральных газопроводов проложены из Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, из Поволжья, с Урала (Оренбург – начальный пункт газопровода «Союз») и с Северного Кавказа. Они передают по трубопроводам природный газ в Центральную Россию, в государства Балтии, в Белоруссию, в Молдавию, на Украину и далее в страны Восточной и Западной Европы.
Зарубежная Европа не в состоянии полностью обеспечивать свои потребности в природном газе за счёт собственных источников. Дефицит газа в Германии, Франции, Италии составляет более 50% и в значительной мере покрывается поставками одной из крупнейших российских компаний «Газпром». (по 6, 9)
Российский газ имеет более низкую себестоимость, чем сырьё из Алжира и стран Ближнего Востока, которое доставляется в Западную Европу в сжиженном состоянии танкерами.
В целом около 40% потребностей европейского региона в природном газе покрывается за счёт импорта. Например, доля российского «Газпрома» в западноевропейском импорте – 47%, Алжира – 29%, Норвегии – 22%. Норвегия – очень серьёзный конкурент России в торговле газом на европейском континенте.
3.2.1. Переработка газа и газового конденсата.
В отличие от нефти природный газ не требует большой предварительной переработки для использования, но его необходимо сразу отправлять к потребителю. Газ – главный вид топлива там, где нет других энергетических ресурсов.
Сформировалось несколько регионов переработки газа – Оренбургский, Астраханский, Сосногорский (Республика Коми) и Западно-Сибирский. Они разнятся по номенклатуре и количеству выпускаемой продукции, что прежде всего объясняется объёмом разведанных запасов ближайших месторождений и химическим составом добываемого здесь газа.
В номенклатуру продукции г азоп ерерабатывающих з аводов (ГПЗ) входят собственно товарный газ, сера, гелий, пропан бутановая смесь, технический бутан, широкие фракции лёгких углеводородов, сжиженный газ, дизельное топливо, различные виды бензинов, этан, этилен и др.
Основной стратегией на долгосрочную перспективу является дальнейшее наращивание добычи природного газа с повышением его доли в энергобалансе страны с тем, чтобы во время так называемой «газовой паузы» решить проблемы перевода народного хозяйства на энергосберегающий путь развития, провести модернизацию отраслей ТЭК, решить вопросы развития атомной энергетики на базе реакторов повышенной безопасности нового поколения, разработать и подготовить к широкому тиражированию экологически приемлемые технологии сжигания угля и т.д.
Таким образом, несомненным «фаворитом» сейчас и на перспективу является природный газ. Именно он – то звено, за которое можно вытащить весь груз проблем, накопившихся в топливном хозяйстве России.
(по 1, 2, 6)
3.3.Угольная промышленность.
Угольная промышленность по объёму добычи топлива в натуральном выражении находится на первом месте, значительно превосходя все остальные отрасли топливной промышленности по численности рабочих и стоимости производственных основных фондов.
Угольные ресурсы дифференцируют по разным признакам, среди которых в первую очередь следует выделить глубину залегания, степень метаморфизма и характер географического распространения (таблица N3).
Таблица N 3. Добыча угля по видам (млн. т).

(по данным "Экономическая география России" В. И. Видяпин 2005г.).
Весьма существенно, что 54% запасов расположено на глубине до 300 м, 34% - на глубине 300 – 600м. и 12% - на глубине 600 – 1800 м. Почти ½ запасов каменных и 2/3 бурых углей находятся в зоне глубин до 300м. В разных районах запасы по зонам глубин распределяются далеко не одинаково. Ближе всего к поверхности залегают угли Урала (около 9/10 запасов – в зоне до 600 м.). Наиболее глубокое залегание угля характерно для европейской части России.
Господствующими являются каменные угли: они составляют свыше 2/3 общих запасов. Пропорции между каменными и бурыми углями имеют значительные территориальные различия. В европейской части России, например, явно преобладают каменные угли (4/5 всех запасов), на Урале, наоборот, бурых углей гораздо больше, чем каменных, а в Сибири бурых углей в 4 раза меньше по сравнению с каменными.
Среди каменных углей более 1/10 их запасов, приходится на технологическое топливо – коксующие угли, основными источниками которых служат Кузнецкий, Донецкий и Печорский бассейны, а в перспективе – также Южно-Якутский бассейн. Качественный состав ресурсов отражается в структуре добычи, где почти 4/5 занимают каменные угли, из них свыше 1/3 – коксующиеся.
(по 6, 7)
Рисунок N5. Добыча угля по регионам (млн.т.).
| |
|
|
|
(по "География – население и хозяйство России" В. Я. Ром, В. П. Дронов 1999 г.).
Из общих геологических запасов угля в стране свыше 9/10 приходится на восточные районы, в том числе примерно 60% - на Сибирь и 30% - на дальний Восток. В целом выявленные ресурсы угля размещены по территории страны более дисперсно, чем нефть и природный газ. В то же время основная масса сосредоточена в нескольких крупнейших бассейнах. Например Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский и Кузнецкий бассейны имеют более ¾ общих геологических запасов угля.
Изменения в географии добычи угля шли по двум направлениям. Попутно с созданием угольных баз межрайонного значения широкий размах приобрела добыча местных углей. Это дало возможность вовлечь в разработку новые источники топлива и одновременно приблизить добычу угля к районам потребления.
Роль того или иного угольного бассейна в территориальном разделении труда зависит от количества и качества ресурсов, степени их подготовленности для промышленной эксплуатации, размеров добычи, особенностей транспортно-географического положения и др. По совокупности этих условий резко выделяются межрайонные угольные базы – Кузнецкий и Печорский бассейны. К числу формирующихся угольных баз межрайонного значения принадлежит также Канско-Ачинский, Экибастузский и Южно-Якутский бассейны.
(по 6, 7)
Наиболее типичным признаком угольных баз межрайонного значения служит вывоз топлива. При этом зона экономического влияния каждого бассейна должна находится в границах равной себестоимости углей (учитывая затраты на транспортировку). К примеру, распространение угля европейской части страны ограничено в основном Волгой, к востоку от которой находятся зоны влияния кузнецкого угля. Однако кузнецкий уголь проникает даже в центральные районы европейской части, где его использование считается выгодным. Граница зоны печорского угля проходит примерно на широте Санкт-Петербурга.
Бассейны межрайонного значения – основные поставщики коксующегося угля. Почти ½ всего коксующегося угля дают Кузбасс, а также Печорский и Южно-Якутский бассейны.
Что касается угольных бассейнов местного значения, то их влияние носит локальный характер, ограничиваясь рамками отельных районов. Правда, иногда размеры добычи местного топлива могут быть весьма значительны, как, например, в Подмосковном бассейне.
Освоение угольных ресурсов восточных районов страны создаёт весьма благоприятные предпосылки для развития мощных топливно-энергетических баз как основы промышленных комплексов, специализирующихся на энергоёмких производствах с передачей избытка электроэнергии в европейскую часть. В перспективе продолжится формирование Канско-Ачинского, Экибастузского и Южно-Якутского топливных комплексов.
Канско-Ачинский бассейн обладает потенциальными возможностями открытой добычи только по минимальному варианту долгосрочного прогноза в объёме 250 млн.т бурого угля в год.
Для увеличения добычи угля в восточных районах намечено ускорить освоение ресурсов Южно-Якутского угольного бассейна, который располагает значительными запасами не только энергетического, но и технологического топлива высокого качества. Здесь сооружены крупный Нерюнгринский разрез и тепловая электростанция.
(по 6, 7)
3.4. Торфяная промышленность.
Торф - природный органический материал, горючее полезное ископаемое; образовано остатком скопления растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. Содержит 50 – 60% углерода. Теплота сгорания (максимальная) 24 МДж/кг. Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и др. Запасы торфа в России составляют свыше 186 млрд. тонн.
Решаются проблемы интенсификации и повышения эффективности производства в добывающих отраслях промышленности, которые имеют здесь особенную форму проявления, связанную с наличием и такого важного фактора производства, как земля, с её запасами полезных ископаемых.
Это касается и такого полезного ископаемого, как торф, который, кроме традиционного своего применения в качестве энергетического и бытового топлива, основы в органо-минеральных удобрениях и т.д.
Значение торфяной промышленности в России обусловлено взглядом на торф как один из видов местного топлива. Помимо топливных целей, возрастает внимание к торфу как компоненту органических удобрений. Торф можно использовать в виде подстилки для скота, тепличных грунтов, хорошего антисептического средства для хранения фруктов и овощей, для изготовления тепло и звукоизоляционных плит, в качестве сырья для производства физиологически активных веществ; известны высокие качества торфа как фильтрующего материала.
Впервые в России добыча торфа для топливных целей была начата в Санкт-Петербурге в 1789 г., а в 1893 г. его уже широко разрабатывали в Смоленской губернии. Периодом наиболее активного использования торфа как топлива в промышленных масштабах считается довоенный. К 1940 г. все электростанции Ярославской, Ивановской, Владимирской, Кировской и Калининской областей работали на торфяном топливе. Кроме того, торфяное топливо достигло 20 – 40% в топливных балансах энергосистем Мосэнерго и Ленэнерго.
В связи с прогрессом в разведке и разработке природного газа и нефти доля торфа в топливном балансе страны уменьшается (рис. N 6). Однако это не означает уменьшения абсолютных размеров добычи торфа в качестве топлива.
Наша страна обладает большими запасами торфа, которые составляют более 60% мировых ресурсов. Исследования показывают, что в ряде районов торф как топливо успешно конкурирует не только с бурым, но и с каменным углём.
(по1, 2)
Рисунок N6. Производство топливного торфа (условной влажности).
(млн.т.)
(по данным Центрального диспетчерского управления ТЭК).
Развитие торфяной промышленности осуществляется по двум основным направлениям:
- добыча и использование торфа в топливно-энергетических целях и в сельском хозяйстве;
- производство новых видов торфяной продукции путём энерго-технологической, химической и биохимической переработки торфа.
Следует отметить, что по мере выработки торфяных ресурсов в ряде районов европейской части России будут вовлекаться в производство торфяные месторождения на Северо-западе и в Западной Сибири – в экономических районах, отличающихся преимущественно худшими природно-климатическими условиями добычи торфа. Это следует рассматривать как фактор экстенсивного развития отрасли, который тем не менее должен сопровождаться интенсификацией процесса добычи торфа.
Непревзойденными преимуществами торфа и торфяной продукции являются:
- чистота и стерильность, полностью отсутствуют патогенная микрофлора, болезнетворные микроорганизмы, техногенные загрязнения и семена сорных трав;
- влагоёмкость и воздухоемкость (рыхлость и сыпучесть материала) при высокой ионообменной способности позволяет адсорбировать и удерживать оптимальное соотношение влага-воздух, постепенно отдавать растениям элементы минерального питания);
- содержание в составе натуральных природных гуминовых кислот, обладающих стимулирующим действием на развитие растений и полезной микрофлоры. (по1, 2)
Месторождения торфа: Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Пермская, Тверская области. Всего в России насчитывается 7 крупных торфяных баз с эксплуатационными запасами 45 млрд.т.
(по1, 2)
3.5. Сланцевая промышленность.
Сланцы – метаморфические горные породы, характеризующиеся ориентированным расположением породообразующих минералов и способностью раскалываться на тонкие пластины. По степени метаморфизма различают слабометаморфизованные (горючие, глинистые, кремнистые и др.) и глубокометаморфизованные (кристаллические) сланцы.
Эта небольшая отрасль топливной промышленности включает добычу и переработку горючих сланцев – полезного ископаемого из группы твёрдых каустобиолитов, которое даёт при сухой перегонке определённое количество смолы, близкой по составу к нефти. Обогащённые сланцы могут и непосредственно сжигаться в топках электростанций. Добыча сланцев в промышленных масштабах началась в 1830 году во Франции и Шотландии для получения топливного масла путём сухой перегонки. Но рост добычи нефти нанёс этому значительный ущёрб. В России месторождения сланцев начали разрабатывать во время Первой мировой войны.
Промышленное применение сланцев весьма широко. Наиболее часто их используют как местное топливо, а также как энергетическое сырьё для получения газа, мазута и топливного масла. Из сланцевой смолы производят фенолы, пластификаторы, препараты для борьбы с сорняками и эрозией почв, дубильные вещества и красители.
Сланцы – высоко зольное топливо, и проблема утилизации зольных и шахтных отвалов стоит весьма остро. Вместе с тем имеются технологии и опыт использования сланцевой золы в качестве стройматериалов и сырья для производства цемента.
Таблица N4. Добыча сланцев на территории Российской Федерации (млн. тонн)
![]()
(по данным Центрального диспетчерского управления ТЭК).
Добыча сланцев в России (таблица N4) (Ленинградская и Самарская области) осуществляется в основном шахтным способом, поскольку они залегают на глубине 100 – 200 м. Обогащённые сланцы обычно сжигаются на месте – на электростанциях. Из-за высокозольности топлива перевозка их нерентабельна. Для переработки 1 т сланцев в транспортабельное топливо необходимо сжечь примерно 40 л нефти. При этом выделение эквивалентного количества топлива зависит от качества сланцев.
(по 4)
Районы расположения горючих сланцев: Ленинградская, Костромская, Самарская, Ульяновская, Саратовская, Оренбургская, Кемеровская, Иркутская области, Республика Коми и Башкортостан.
Сланцевая промышленность никогда не считалась высокорентабельной и имела местное значение, не выходящее за пределы собственно сланцевых бассейнов. В условиях рыночной экономики сланцевая промышленность будет иметь значение только для районов, бедных другими видами топлива.
(по 4)
4. Внешнеэкономические связи России с другими государствами. Экспорт топливного сырья.
Россия экспортировала за десять месяцев 2005 года 124,1 млрд. кубометров газа. Экспортные поставки возросли на 7,8 млрд. кубометров газа по сравнению с показателями января-октября 2004 года.
На экспорт поставлено 63,5 млн. тонн угольной продукции, что немногим больше уровня прошлого года. Большая часть поставок пришлась на страны дальнего зарубежья — 58,2 млн. тонн, на 3,1 млн. тонн больше уровня десяти месяцев 2004 года.
Экспорт российской нефти в дальнее зарубежье в январе-октябре 2005 г. составил 188,2 млн. тонн, включая транзитные ресурсы, что на 19,2 млн. тонн больше аналогичного уровня 2004 года.
Экспорт российской нефти в ближнее зарубежье за отчетный период составил 31,1 млн. тонн нефти, на 2,1 млн. тонн меньше аналогичного уровня 2004 года.
Удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в январе-августе 2005г. составил 33,9%, в экспорте топливно-энергетических товаров - 53,9% (в январе-августе 2004г., соответственно, 32,0% и 55,6%)(рис. N7 ).
Рисунок N7. Динамика добычи и экспорта нефти (млн. т.).

(по данным Федеральной службы государственной статистики).
В августе 2005 г. средняя фактическая экспортная цена на нефть составила 385,1 доллара США за 1 тонну (108,2% к июлю 2005г.). Цена мирового рынка на нефть марки «Юралс» в августе 2005г. составляла 428,4 доллара США за 1 тонну (106,9% к июлю 2005г.) (табл. N5 ).
Таблица N5. Изменение средних фактических экспортных цен Российской Федерации и мировых цен на нефть (январь-август 2005 г.)
|
|
Средняя фактическая экспортная цена |
Мировая цена на нефть "Юралс" |
||
| долларов |
в % к декабрю |
долларов |
в % к декабрю |
|
| Январь |
234,0 |
100,0 |
292,9 |
113,7 |
| Февраль |
256,8 |
109,7 |
298,6 |
115,9 |
| Март |
287,4 |
122,8 |
348,7 |
135,3 |
| Апрель |
308,4 |
131,7 |
346,4 |
134,4 |
| Май |
303,9 |
129,8 |
330,3 |
128,2 |
| Июнь |
323,9 |
138,4 |
374,4 |
145,3 |
| Июль |
355,9 |
152,0 |
400,6 |
155,5 |
| Август |
385,1 |
164,5 |
428,4 |
166,2 |
(По данным Минэкономразвития России)
(По данным Минэкономразвития России)
5. Итоги работы ТЭК в России за период 2003 – 2005 г. г.
В угольной промышленности в 2004г. объем добычи угля — 280 млн. тонн (101,2% к уровню 2003 г.) и экспорта — 72 млн. тонн (рост в 1,4 раза).
В угольной промышленности увеличение производственных мощностей угледобывающих предприятий в 2004 г. составило 20,8 млн. тонн, в том числе за счет нового строительства — 13,45 млн. тонн, из них 6,84 млн. тонн — мощности шахт и 6,61 млн. тонн — мощности открытой добычи угля. Объем инвестиций по итогам 2004 г. может составил около 15 млрд. руб. против 11,5 млрд. руб. в 2003 г. (рост 130%).
В газовой промышленности добыча газа в 2004г., по данным Минпромэнерго России, составила 632,8 млрд. куб. м с ростом на 12,6 млрд. куб. м (2%) к уровню 2003г. В страны дальнего зарубежья и Балтии за январь-ноябрь т.г. экспортировано 131,4 млрд. куб. м газа, рост к соответствующему периоду предыдущего года составил 3,2%.
В нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности
по итогам 2004 г. объем добычи нефтяного сырья составил 460 млн.т с ростом на 38,7 млн. тонн (9,2%) к уровню 2003 г.
Введено в эксплуатацию 21 месторождение с суммарной добычей нефти более 150 тыс. т и проходкой в эксплуатационном бурении около 145 тыс.м. Из них 9 месторождений введены ОАО «Татнефть», 4 месторождения — ОАО «НК ЛУКОЙЛ», 3 месторождения — ОАО «Тюменская нефтяная компания».
В 2004 г. отмечается повышение качества производимых моторных топлив. Так, доля высокооктановых бензинов в общем выпуске автомобильного бензина за январь-ноябрь 2004 г. возросла до 57,9% против 54,3% в 2003г.; дизельного топлива с содержанием серы до 0,2% произведено 93,86% (92,14% — 2003г.), в том числе с содержанием серы до 0,035% — 5,33% (2003г. —2,88%).
По прогнозу Минпромэнерго России, ожидаемый объем переработки нефтяного сырья превысил показатель баланса и составил 193,7 млн.т., что на 1,9% больше по сравнению с 2003 г. При этом ожидаемое производство автомобильного бензина увеличилось на 0,9 млн. тонн (3,1%) и составило 30,2 млн. тонн, дизельного топлива до 55 млн. т, мазута топочного снизился по сравнению с 2003 г. на 1,5 млн.т. и составит 53,1 млн. т.
По предварительной оценке общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по нефтеперерабатывающей промышленности составил около 30,0 млрд. рублей (на уровне 2003г.).
(По данным Минэкономразвития России)
6. Проблемы и перспективы развития ТЭК в России.
Важней шей проблемой ТЭК России является устранение кризисног о положени я в добыче и воспроизводстве сырьевой ба зы в нефтег азовой промышл енности. Из-за д ефицита капиталовл ожений в последние годы нарушилис ь нормальные воспроизводств енные процессы — от подготовки сырьевой 6азы и строительства новых мо щностей до ремонта и реконструкции действующих объ ектов. Регулирован ие инвестиционных процессов в нефтега зовой отрасли ТЭК — нелегкая задача, особенно в условиях практического отсутствия централизованного финансирова ния и наличия большого числа субъ ектов предпринимательской деятельности .
Бесперебойная работа ТЭК — один из кл ючевых фак торов национа льной экономической без опа сности, динамичного ра зв ития внешнеэкономических связ ей России и интеграционных процессов в рамках Содружества нез ависимых госу да рств.
Правящая элит а Р оссии не смог ла уберечь гла вное достояние экономики страны — ее ТЭК — от медленного разрушения. Начавшееся еще в годы советской вл асти сокра щение добычи нефти, у гля и выработки эл ектроэнергии стал о быстро нарас тать после 1991 г. В м еньшей степени это сок ращение распростра нилось и на бол ее устойчивую га зовую отра сль. Так, добыча нефти в России, достигн ув максимума в 569 млн. т в 1987 г., в 1991 г. снизилась до 462 млн. т и продол жал а подат ь, достигнув в 1998 г. 303 млн. т, сохраняя при этом тенденцию к дал ьнейшему па дению. Добыча га за сократ ил ась с 643 мл рд . к уб. м в 1991 г. до 591 млрд. куб. м в 1998 г . В целом за 1991-1998 гг. добыча нефти сниз ил ась на 34%, нефтепереработка — на 43%, добыча уг ля — на 34%, производство эл ектроэнергии — на 23% и добыча газ а — на 8%.
Ухудшил ось положение и с экспортом нефти, к оторый снизился за 1 991 –1998 гг. на 21%. Экспорт газ а з а тот же период вырос на 2,3%.
Оценивая перспективы добычи нефти в России, следует учитыват ь итоги 1998 г , которые показал и, что объ ем добычи нефт и в 303 мл н. т достиг порога энергетической безопасности, оцениваемой Минэкономики России в 300 млн. т . Снижение добычи после этого предела будет связано либо с серьезным нарушением внутреннего потребления жидкого топлива в стране, либо со снижением экспортных воз можностей России, а в более дл ительной перспективе может поста вить Россию перед необходимостью нача ть импорт нефти. Оценки перспектив в добыче на 1999-2000 гг. были к райне пессимистические. Эксперты утверждали, что при сохранении цен мирового рынка на уровне 1998 г. и сл ожившихся нал оговых, финансовых, правовых и других мак роэкономических и институциональных условий добы ча нефти будет сокра щаться весьма быстрыми темпа ми. Но обнадеживающе на фоне этих пессимистических оценок звучали выводы Коллегии Министерство топлива и э нергетики Российской Федера ции, которые, хотя и ог ова ривают н аличие в до быче тенденции к дальнейшему снижению, тем не м енее отмечают, что положение в нефтяной отра сли нельзя счита ть катас трофически безнадежным — добывные возм ожн ости месторождений пока превыш ают существующий уров ень добычи нефти, все еще сохраняется зна чител ьный производственный потенциал, а отра сл ь располагает те хнол огиями, что в целом создае т реальные пpeдпоcылки дл я стаб илизации ее работы.
Одно й из глав ны х причин обоз рения кризис а в ТЭК России явилась проводимая в течение д лительного времени правительственная по литика, иг норирующая непосредст венные нужды ТЭК . Она был а на прав лена на поддержание высок ого ку рса рубля, что объективно способствовало ухудшению финансового положения эк спортеров энергетических ресурсов. К этому ну жн о добавить, что ув леченность правит ельства пирамидами внутренних и внеш них займов лишала предприятия, оперирующие в реальном секторе экономики, возможнос ти получения каких-либо инвестиционных к редитов. Инвестицио нная пол итика в этих условиях в значительной степени сво дил ась к финансовым спек ул яциям. Обст ановк а осложнилась ростом неплатежей и задолженностей . Крах так ой политики бы л неизбежен, что и случилось 17 августа 1998 г .
Друга я причина быстрого нарастания кризиса в ТЭК также был а связа на с оши6очной политик ой правительства России, направленной на поддержание и увеличение м асшта бов налогового брем ени в отнош ении предприятий ТЭК, в перву ю очередь нефтяных компании. Размеры налоговых пл атежей нефт яных к омпаний, в зав ис имост и от их задо лжен нос ти, составляли 47 – 55% выручк и, что даже в период высоких цен на нефть в 1997 г. был о в 1,25 – 1,5 раз а выше, чем в з ападных странах. Пол ожение ус угубл ялось широк им развитием прак тики непла тежей и бартерных зачетов при дол е реаль ных де нег в выручк е на внутреннем рынке, не превыша ющей 30%. Вследствие этого сумм а нал огов ых пла тежей по отношению к реа льной выру чке нефтяных компа ний при операциях на внутреннем рынке достига ла 93–108 % .
Дл я уплаты платежей в бюджет и хотя бы минимального поддержания инвестиций компании был и вынуждены закладывать зна чительную ча сть будущего эк спорта нефти.
И, наконец, третьей причиной стол ь бедств енного по ложения нефтяной промышленности я вилось почти двукрат ное снижение в 1998 г. экспортных цен на нефт ь на внешних рынках . Значительным был о сокра щение цен и на природный га з.
“Резу льтатом ра зработанной по отн ошению к российским нефтя ным компа ниям экономической и особенно налоговой политики, — отмечалось в “Обращении российских нефтяных к омпаний к Прав ител ьству России” , — является их низкий уровень рентабельности. Даже при прежних цена х н а нефть рента бел ьность нефтяных компа ний в России был а ниже, чем в Норвегии на 70%. По сравнению с США рентабельность нефтяных компа ний в России ниже в 2,5 раза, по с равнению с Вел икобританией в 3 раз а”.
Так им обра зом, положение в росс ий ском ТЭК, особенно в его нефтяной отрасли, достигл о кр итического состоя ния и требует проведения чрезвычайных мер. По этой причине устра нение кризиса в российск ом ТЭК, учитыв ая его ключевое зна чение для судеб страны, дол жно рассматриваться как первоочередна я общенациональная за дача, как условие поддержа ния национал ьной безоп асности и обес печения будущего развития России.
Успех в решении этой стратегической задачи зависит от решения многочисленных пробл ем общеэкономическо го порядка, проблем, накопив шихся за последние годы в ТЭК и в смежных от раслях промышленност и, транспорта, о также в финансовой , вал ютной, налоговой, таможенной, внешнеторговой и других сферах.
С не менее важными пробл емами стал кивается Россия и в обл асти поддержания э кспортного потенциала ТЭК. Территориальная и функциональная разобщенность отдел ьных ча стей ТЭК в резул ьтате ра спада Советского Союза создали дл я России значительные трудности, особенно с транспортировк ой экспортных груз ов . Контроль над маги стр аль ными экспортными трубопроводами и терминалами начали осущ ествля ть, помимо России, Украина , Белоруссия, Лит ва, Латвия, Эстония, Грузия. В России оста лись тол ько три из восьми морских компл ек сов для экспорта нефти.
В условиях перехода к новой инвестиционной политике, основа нной на принципе самофинансирования разв ития нефтяной и газ овой промышленности, рез ко возра стае т значение правильного выбора приоритетных направлений инвестиционной деятель ности. Этой проблеме уделяется з на чительное внимание во в сех основополагающи х документах, формирующих энергетическую политику страны —в “Энергетической стратегии России”, в федеральных целевых программах “Топливо и энергия” и “Энергосбережение России на 1998-2005 гг.”, програ мме “Структу рная перестройка и экономический рост в 1 997-2000 годах”, а та кже в заяв лениях представителей правительства России.
Обо бщая и развивая положения этих документов и заявлений, можно выделить ниже сл едующий перечень приоритетных направлений инвестирования отечеств енных и иностранных капиталов в нефтегазовый сектор российск ого ТЭК на ближайшие 12-15 лет:
• Ком плексная разведка и освоение крупных месторождений газа ; подготовка к разра ботке и освоению нового газодобывающего региона на пол уостров е Ямал со строител ьством газопровода Яма л- Европа на территории Б елоруссии, Пол ьши и Германии, освоение н овых месторождений в Надым-Пур-Тазовском регионе Тюменской обл асти, освоение газовых месторождений в новых регионах — Ковыткинского газоконденсатного месторождения в Восточной Сибири, что может послужить ос новой для строительства экспортного газопров ода для поставок газ а в Монгол ию, Китай и Корею, Средне-Вилюйского газоконденсатного месторождения Респу блики Саж а (Якутия), нефтегазовых месторождений на Сахал инском шельфе. Ожидается также, но уже за предел ами 2010 г., освоение газ овых ресурсов на шельфе арктических морей ( в частности, Штокмановского), на юге Красноярского края, в Респу блике Саха ( Якутия), на шельфе Дальнего Востока.
• Компл ексная разведка и освоение крупных месторождений нефти: в Надым-Пур-Тазовском регионе Тюменской области, ввод в разработку Приобского и Тяньского месторождений, а также реконстру кция Самотлорского месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе, подготовка к промышленному освоению нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорского бассейна. Восточной Сибири, Республики Саха (Яку тия), на шельфа х северных м орей, Каспийского моря и о. Сахалин.
• Предотвращение процесса исчерпания разведочного з адела прошлых лет путем усиления геол огических исследований и геол огоразв едочных робот, а та кже повышения темпов подготовк и новых м есторождений, чтобы пок ончить с отставанием прироста запасов от объема добычи.
• Модерн иза ция геологоразведочных ра бот, внедре ние новой техники бу ровых, геофиз ическ их работ, адаптированной к геологическим и природным условиям конкретных нефтегазоносных ра йонов Росс ии, освоение и испол ьзова ние сов ременных методов поиска, разведки и монит оринг запасав углеводородно го сырья, пов ышение уров ня его извлечения, создан ие эк ономичес ких жиз неспособных нефтепромысловых к омплексов, э ксплуа тация кот орых позвол яет увеличить деби т ск ва жин и увеличить нефтеотдачу пластов.
• Вовлечение в э ксплуа та цию бездействующего фонда ск важин и доведение е го до норматива.
• Мод ернизация и реконструкц ия системы газоснабжения в целях повышения ее наде жности, энергетической и экономическ ой эффективности.
• Дал ьнейшее развитие подземных газохранилищ для повышения надежности и манев ренности газоснабжения потребителей в нут рен него рынка и за рубежных стран.
• Повышение комплек сности использова ния добываемого уг лев одородного сырья, налажива ние утилизации получаемого сопу тств ующего га за и друг их компонентов.
• Осв оение малых месторождений нефти и, главным образ ом, газ а для решения проблем регионально го энер госнабжения.
• Интенсификация добычи нефти из низкопродуктивных пластов, попол нение и наращ ивание из влекаемых объемов сырья с месторождений со сложным геологическим строением, и спользование возможност ей проду ктивного освоения трудно извлека емых запасов нефти .
• Разработка и внедрение в ысокона дежных и экологически без опа сных систем транспортировки нефти и газ а, реконструкция дейст вующей сети магистрал ьных нефтегазопродуктопроводов. Создание новых и реконструкция старых нефтепроводов, перевалочных баз, жел ез нод орожных перех од ов, портового хозяйства, соз дание газовозного и содействие увеличению танкерного фл отов.
• Строитель ство и реконструк ция предприя тий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышл енности. У глу бление степени перера ботки и див ерсифика ции номенкл атуры выра бат ываемых нефтепродуктов з а счет увеличения производства в ысок оок тановых сортов бензина, дизельного т опл ива с соде ржанием серы 0,5% (европейский стандарт), высококачественных а виационных видов топлив а, широкой гаммы смазочных масел и др.
• Освоение производства, тра нспортировки и потребления сжиженного природного га за.
• Содействие максимальному замещению природным газ ом нефтепродуктов в энергетичес ком бал ансе страны.
• У част ие в реа лизации госу дарственной цел евой программы энергосбережения.
• Реализация п рограм м, предусматривающих снижение отрица тел ьного воздействия нефтегазовой отрасл и ТЭК на окружающу ю среду, разра6отка и внедрение высокоэффек тивных методов восста нов ления окружающей среды после ав арий, а также после закрытия отсл уживших св ой срок месторождений.
• Содействие раз работ ке и серийному производству высокоэффективного оборудования и материал ов дл я нефтегазовою сектора ТЭК, особенно на предприятиях ВПК. Нал аживание к ооперации в совместном произ водстве эффективног о оборудования для нефтегазового ком плекса с иностра нными компания ми в части использования преимущес тв более дешевой организации производства мат ериало- и трудоемких элементов высокотехнологическо го оборудо вания в России, дл я последующей продажи совместной продукции как на российском рынке, так и на за руб ежных рынках, особенно на рынках развивающихся стран. Всяческ ое содействие специализа ции машинострое ния России дл я уча стия в м еждународном разд ел ении труда в качеств е эк спортера ма шин и оборудования для нефтя ной и газовой промы шлен ности.
• Содействие а ктив ному внедрению на новые платежеспособные рынк и российск ой нефти, газа и нефт епродуктов. Создание на этих рынка х собственной сбытовой и ра спределительной сети, отдавая предпочтение созданию собственных сбытовых компа ний с торговой инфраструктурой, в первую очередь по трассам газонефтепродуктопровода.
• Участие российск их компа ний, в том числ е и через систему совместных предприятий с российским капита л ом, в товаропроводящей сети стран бл ижнего и дальнего за рубежья, созда ние в этих региона х ра спредел ител ьных газопроводов, а так же нефтеперерабатывающих и нефтехимических за водов, ра ботающих на импортированном из России сырье.
• Расширение системы трансграничных магистрал ьных трубопров одов, в первую очередь з а сче т создания второго и третьего э кспортных коридоров через Пол ьшу и Ба лтийское море, строител ьство “Балтийской трубопроводной системы”, четвертого коридора через Китай в Южную Корею, газопровода по дну Черного моря в Турцию (“Голубой поток”). Реконструкция действующих и строительство новых га зопроводов на территории У кра ины, Мол дав ии, Рум ынии и Болгарии до границы с Турцией. Соде йствие строител ьству новых и реконструкции старых с истем трубопроводов для транзита нефти и газа из Азербайджан а и среднеа зиатских стран СНГ, в частности нефтепровод ов Баку-Новороссийск и “Каспийскою трубопроводного консорциума ” (КТК).
• Организаций за рубежом разведки, добычи, перера ботки, транспортировки и утилизации углеводородного сырья российскими компания ми, в том числе и совмес тны ми к омпаниями с участием российского капитала.
• Использование невозвращаемых своев ременно странам и СНГ и развивающимися странами долгов Российской Федерации для приобретени я в этих стра нах концессий на разведку и добычу нефти и газа, рознично- оптовой сбытовой сети, нефтеперера батывающих зав одов, тру бопроводов и т.д .
( по данным “Но вая энергетичес кая полит ик а России” , публикации Госкомст ата Росс ии; ИнфоТЭК . Статистика, док уме нты, фа кты).
Заключение
Подводя итоги, следует отметить, что топливно – энергетический комплекс Российской Федерации представляет собой сложную систему – совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно – энергетических ресурсов, их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению.
В состав ТЭК входят взаимодействующие и взаимообусловленные системы: отрасли топливной промышленности (угольная, нефтяная, газовая, сланцевая, торфяная) – добывающая подсистема и электроэнергетика. Эти подсистемы тесно связаны тесно связаны с энергетическим машиностроением, электротехникой, атомными отраслями промышленности и со всеми отраслями – потребителями топлива и энергии.
Известно, что нефтегазовый комплекс России обеспечивает около 50% внутреннего энергопотребления, более 40% валютной выручки от экспорта топливно – энергетических ресурсов, около 25% налоговых поступлений. Общая численность работников комплекса составляет 2, 9 млн. человек, в том числе количество промышленно – производственного персонала на конец 1999 г. составило около 2 млн. человек.
В данной работе было отмечено, что ТЭК имеет большое районообразующее значение, он создает предпосылки для развития топливных производств и служит базой для формирования промышленных комплексов, в том числе электроэнергетических, нефтехимических, углехимических, газопромышленных. Около крупных источников энергии формируются промышленные центры, города и поселки, линии коммуникаций, что выравнивает размещение производительных сил по территории страны.
Этот комплекс является стержнем жизнеобеспечения любой страны, но для России ТЭК имеет особое значение, так как наша страна северная ( ⅔ ее территории относится к зоне Севера ) и поэтому значительная часть производимой энергии, обеспечиваемой топливной промышленностью, тратится на отопление, преодоление суровых климатических условий.
Учитывая огромную протяженность России с востока на запад (почти 8 тыс. км), можно прогнозировать проблемы в организации работы транспортного хозяйства, где грузовые и пассажирские перевозки требуют огромных расходов энергии. В связи с этим затрачиваемое количество энергии на душу населения в России в 2 -3 раза больше, чем в странах Европы.
В заключении, следует отметить, что топливная промышленность в России и странах Нового Зарубежья на сегодняшний день столкнулась с рядом проблем. Обладая мощным промышленным потенциалом, Россия и страны СНГ между тем отстают от экономически развитых государств по уровню технологии и информационного обеспечения.
Старая модель индустриализации, основанная на вовлечении в оборот все большего количества природных, материальных и трудовых ресурсов, ныне оказалась бесперспективной. Решающее значение приобретает не количественный рост производства, а качественные аспекты: научно – технический прогресс и ресурсосбережение, охрана окружающей среды и рациональное природопользование, создание новых форм жизнеобеспече нности людей. К сожалению, мы можем видеть, что на практике пока еще проводится противоположный курс.
Список использованной литературы
1. В. В. Кистанова, Н. В. Капылова «Экономическая география России и стран Ближнего Зарубежья» , Москва, Высшая школа, 2005 г.
2. Е. Б. Завьялова, Н.В. Радищева «Экономическая география в схемах и таблицах», учебное пособие , Проспект, Москва 2005 г.
3. В. И. Видяпин «Экономическая география России», ИНФРА – М , 2005 г.
4. В. Я. Ром, В. П. Дронов «География – население и хозяйство России», Москва, Дрофа, 1999 г.
5. А. И. Алексеев, В. В. Николина «География – население и хозяйство России», Москва, Просвещение, 2000 г.
6. Б. А. Алексеев, Н. Н. Алексеева «Вся Азия – географический справочник», Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова, Географический факультет, изд. Муравей, 2003 г.
7. А. В. Шаронов «Все о странах мира» атлас – справочник, Санкт – Петербург, Кристалл 2005г.
8. Е. П. Пузакова «Мировая экономика» Ростов – на – Дону, Феникс, 2001г.
9. Е. Халевинская, И. Крозе, «Мировая экономика», Москва, Юрист, 2001 г.
10. «Новая энергетическая политика России» публикации Госкомстата России; 2003 – 2005г. г.
11. данные Минэкономразвития России на 2000 – 2005 г. г.





