Реферат: Проблемно – ивная работа по алгебре и началам анализа
|
Название: Проблемно – ивная работа по алгебре и началам анализа Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
| Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» Проблемно – реферативная работа по алгебре и началам анализа Графики дробно – рациональной функции ученицы 11 класса А Товчегречко Натальи Сергеевны руководитель работы Паршева Валентина Васильевна учитель математики, учитель высшей квалификационной категории Северодвинск 2005 г. Содержание Основная часть. Графики дробно-рациональных функций. 6 1. Дробно – линейная функция и ее график. 6 2. Дробно-рациональная функция. 11 3. Ещё один приём построения графиков. 15 Построение графиков функций одна из интереснейших тем в школьной математике. Один из крупнейших математиков нашего времени Израиль Моисеевич Гельфанд писал: «Процесс построения графиков является способом превращения формул и описаний в геометрические образы. Это – построение графиков – является средством увидеть формулы и функции и проследить, каким образом эти функции меняются. Например, если написано y=x2 , то Вы сразу видите параболу; если y=x2 -4, Вы видите параболу, опущенную на четыре единицы; если же y=4-x2 , то Вы видите предыдущую параболу, перевернутую вниз. Такое умение видеть сразу и формулу, и ее геометрическую интерпретацию – является важным не только для изучения математики, но и для других предметов. Это умение, которое остается с Вами на всю жизнь, подобно умению ездить на велосипеде, печатать на машинке или водить машину». На уроках математики мы строим в основном простейшие графики – графики элементарных функций. Только в 11 классе с помощью производной научились строить более сложные функции. При чтении книг: 1) Н.А. Вирченко, И.И. Ляшко, К.И. Швецов. Справочник. Графики функций. Киев «Наукова Думка» 1979 г. 2) В.С. Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа. Москва «Просвещение» 1990 г. 3) Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. Алгебра – 8 класс. Дополнительные главы к школьному учебнику. Москва «Просвещение», 1998 г. 4) И.М. Гельфанд, Е.Г. Глаголева, Э.Э. Шноль. Функции и графики (основные приемы). Издательство МЦНМО, Москва 2004 г. 5) С.М. Никольский. М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. Алгебра и начала анализа: учебник для 11 класса. Цель работы: изучить соответствующие теоретические материалы, выявить алгоритм построения графиков дробно-линейной и дробно-рациональной функций. Задачи: 1. сформировать понятия дробно-линейной и дробно-рациональной функций на основе теоретического материала по данной теме; 2. найти методы построения графиков дробно-линейной и дробно-рациональной функций. Основная часть. Графики дробно-рациональных функций 1. Дробно – линейная функция и ее график С функцией вида y=k/x, где k≠0, ее свойствами и графиком мы уже познакомились. Обратим внимание на одну особенность этой функции. Функция y=k/x на множестве положительных чисел обладает тем свойством, что при неограниченном возрастании значений аргумента (когда x стремится к плюс бесконечности) значения функций, оставаясь положительными, стремятся к нулю. При убывании положительных значений аргумента (когда x стремится к нулю) значения функции неограниченно возрастают (y стремится к плюс бесконечности). Аналогичная картина наблюдается и на множестве отрицательных чисел. На графике (рис. 1) это свойство выражается в том, что точки гиперболы по мере их удаления в бесконечность (вправо или влево, вверх или вниз) от начала координат неограниченно приближаются к прямой: к оси x, когда │x│ стремится к плюс бесконечности, или к оси y, когда │x│ стремится к нулю. Такую прямую называют асимптотами кривой. |
| x |
-7 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
2,5 |
| y |
1,5 |
1 |
0,75 |
0,33 |
-0,5 |
-3 |
-8 |
| x |
3,5 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
13 |
| y |
12 |
7 |
4,5 |
3,33 |
3,25 |
3 |
2,52 |
Отметив в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в первой таблице, и соединив их плавной линией, получим одну ветвь гиперболы. Аналогично (используя вторую таблицу) получим вторую ветвь гиперболы. График функции
изображен на рисунке 3.

рис. 3
Любую дробь
можно записать аналогичным образом, выделив ее целую часть. Следовательно, графики всех дробно-линейных функций являются гиперболами, различным образом сдвинутыми параллельно координатным осям и растянутыми по оси Оу.
Пример 3.
Построим график функции
.
Поскольку мы знаем, что график есть гипербола, достаточно найти прямые, к которым приближаются ее ветви (асимптоты), и еще несколько точек.
Найдем сначала вертикальную асимптоту. Функция не определена там, где 2х+2=0, т.е. при х=-1. Стало быть, вертикальной асимптотой служит прямая х=-1.
Чтобы найти горизонтальную асимптоту, надо посмотреть, к чему приближаются значения функций, когда аргумент возрастает (по абсолютной величине), вторые слагаемые в числителе и знаменателе дроби
относительно малы. Поэтому
.
Стало быть, горизонтальная асимптота – прямая у=3/2.
Определим точки пересечения нашей гиперболы с осями координат. При х=0 имеем у=5/2. Функция равна нулю, когда 3х+5=0, т.е. при х=-5/3.
Отметив на чертеже точки (-5/3;0) и (0;5/2) и проведя найденные горизонтальную и вертикальную асимптоты, построим график (рис.4).

рис. 4
Вообще, чтобы найти горизонтальную асимптоту, надо разделить числитель на знаменатель, тогда y=3/2+1/(x+1), y=3/2 – горизонтальная асимптота.
2. Дробно-рациональная функция
Рассмотрим дробную рациональную функцию
,
у которой числитель и знаменатель - многочлены соответственно n-й и m-й степени. Пусть дробь - правильная (n < m). Известно, что любую несократимую рациональную дробь можно представить, и при том единственным образом, в виде суммы конечного числа элементарных дробей, вид которых определяется разложением знаменателя дроби Q(x) в произведение действительных сомножителей:
Если:
,
где k1 ... ks – корни многочлена Q (x), имеющие соответственно кратности m1 ... ms , а трёхчлены соответствуют парам сопряжения комплексных корней Q (x) кратности m1 ... mt дроби вида
![]()
называют элементарными рациональными дробями соответственно первого, второго, третьего и четвёртого типа. Тут A, B, C, к – действительные числа; m и м - натуральные числа, m, м>1; трёхчлен с действительными коэффициентами x2 +px+q имеет мнимые корни.
Очевидно, что график дробно-рациональной функции можно получить как сумму графиков элементарных дробей.
График функции
![]()
получаем из графика функции 1/xm (m~1, 2, …) с помощью параллельного переноса вдоль оси абсцисс на │k│ единиц масштаба вправо. График функции вида
![]()
легко построить, если в знаменателе выделить полный квадрат, а затем осуществить соответствующее образование графика функции 1/x2 . Построение графика функции
![]()
сводится к построению произведения графиков двух функций:
y
=
Bx
+
C
и ![]()
Замечание . Построение графиков функции
где a d-b c
¹
0
,
,
где n - натуральное число, можно выполнять по общей схеме исследования функции и построения графика в некоторых конкретных примерах с успехом можно построить график, выполняя соответствующие преобразования графика; наилучший способ дают методы высшей математики.
Пример 1. Построить график функции
.
Выделив целую часть, будем иметь
.
Дробь
изобразим в виде суммы элементарных дробей:
.
Построим графики функций:
![]()
После сложения этих графиков получаем график заданной функции:
(рис. 5)

рис. 5
Рисунки 6, 7, 8 представляют примеры построения графиков функций
и
.
Пример 2.
Построение графика функции
:
(1);
(2);
(3);
(4)

рис. 6
Пример 3.
Построение графика графика функции
:
(1);
(2);
(3);
(4)

рис. 7
Пример 4.
Построение графика функции
:
(1);
(2);
(3);
(4).

рис. 8
3. Ещё один приём построения графиков
График функции y=1/x можно построить несколько иначе. Нарисуем график функции у=x. Заменим каждую ординату величиной, ей обратной, и отметим соответствующие точки на рисунке. Получим график у=1/x (рис.1).

Рис.1
Нарисованная картина показывает, как маленькие (по абсолютной величине) ордината первого графика превращается в большие ординаты второго и, наоборот - большие ординаты первого в маленькие ординаты второго. Точки с ординатами, равными 1 (и - 1), остаются на месте.
Этот приём "деления" графиков бывает полезен всегда, когда у нас есть график у=f(x), а нам нужно понять, как ведёт себя функция y=1/f(x) (рис.2).
рис.2
При выполнении реферативной работы:
- уточнила свои понятия дробно-линейной и дробно-рациональной функций:
Определение 1.
Дробно-линейная функция – это функция вида
, где х – переменная, a, b, c, и в – заданные числа, причем с≠0 и bc-ad≠0.
Определение 2.
Дробно-рациональная функция – это функция вида
, где n<m.
- сформировала алгоритм построения графиков этих функций;
- приобрела опыт построения графиков таких функций, как:
;
- научилась работать с дополнительной литературой и материалами, производить отбор научных сведений;
- приобрела опыт выполнения графических работ на компьютере;
- научилась составлять проблемно – реферативную работу.
1) Крамор В.С.. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа. – М.: Просвещение, 1990г.
2) Вирченко Н.А., Ляшко И.И., Швецов К.И. Справочник. Графики функций. – Киев: «Наукова Думка», 1979г.
3) Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра – 8 класс. Дополнительные главы к школьному учебнику. – М.: Просвещение, 1998г.
4) Гельфанд И.М., Глаголева Е.Г., Шноль Э.Э.. Функции и графики (основные приемы). – М.: Издательство МЦНМО, 2004г.
5) Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра и начала анализа: учебник для 11 класса.



.
