Реферат: Математическое моделирование электропривода
|
Название: Математическое моделирование электропривода Раздел: Рефераты по математике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение 2 1. Физическое описание объекта исследования 4 2. Математическое моделирование 7 2.1 Построение уравнения 7 2.1 Построение уравнения 7 2.2 Определение свойств системы 12 2.2 Определение свойств системы 12 3. построение Имитационной Модели 14 1.1. Построение имитационной модели в Simulink 14 1.1. Построение имитационной модели в Simulink 14 1.2. Эксперименты с варьированием параметров модели 16 1.2. Эксперименты с варьированием параметров модели 16 заключение 19 Список используемой литературы 20 ВведениеВ данной курсовой работе описано применение развитой теории конструирования алгоритмов управления движением систем с одной степенью свободы. Рассмотрение происходит на примере моделирования электропривода. Здесь взяты методики синтеза алгоритмов по линейным и нелинейным математическим моделям управляемых процессов. Процедура построения алгоритмов предусматривает последовательный синтез контуров управления ускорением, угловой скоростью вращательного движения и положением. Такой подход позволяет выполнить декомпозицию задачи, упростить её решение и наиболее полно учесть требования к синтезируемой системе. В ходе работы будут представлены результаты математического моделирования процессов управления приводом и даны рекомендации по практической реализации алгоритмов. Математическое моделирование представляет собой формальное описание систем (статических и динамических) на математическом языке. Динамическая система является способом формализованного описания процессов, развивающихся во времени. Под динамической системой понимают объекты материального мира, которые характеризуются следующими свойствами: 1) Наличием входных и выходных переменных, отражающих причинно следственную связь процессов, происходящих в системе. 2) Динамическая система характеризуется наличием памяти (наличием инерционных свойств). Это означает, что в любой момент времени t значение выходной переменной не может быть однозначно определено соответствующим значением входной переменной и зависит от предыстории системы. Таким образом, для полного описания динамической системы недостаточно задания только входных и выходных переменных. В курсовой работе ставятся следующие задачи:
1.Физическое описание объекта исследованияРассмотрим управляемую систему, движение которой подчиняется уравнению
Отметим особенности рассматриваемой системы. При
Синтезируем
для системы
(1) такой алгоритм
управления,
при котором
ее движение
в точку
где
Запишем уравнение (1) в следующем виде
Тогда уравнения замкнутой системы будут иметь вид
Параметры
где
Отсюда, подставляя
значение производных
в точке
По этому
соотношению
можно вычислить
требуемый
коэффициент
усиления для
заданных значений
В Таблица 1
представлены
соотношения
Таблица 1
Видно
что в алгоритме
управления
с усилением
В Таблица 2
приведены
числовые данные,
показывающие
зависимость
перерегулирования
Таблица 2
указанным
в верхней строке
таблицы. Как
следует из
приведенных
данных, заметное
отклонение
2.Математическое моделирование
Синтезируем алгоритм управления по линейной модели. В практике проектирования приводных систем различного назначения часто используются именно такие модели. Это позволит синтезировать структуру и найти приближенные значения параметров алгоритмов управления. Часто оказывается, что найденные таким образом параметры обеспечивают выполнение требований, предъявленных к системе. Итак, решение задачи синтеза алгоритмов управления по линейным моделям представляет практический интерес. Общепринятые уравнения исполнительного двигателя имеют вид
где
Процессы в электрических цепях двигателя протекают существенно быстрее, чем в механических. Поэтому обычно пренебрегают влиянием цепи с передаточной функцией
и рассматривают следующие уравнения динамики:
Эта модель будет использоваться для построения алгоритмов управления угловой скоростью вращения и углом поворота вала двигателя. Исключим
из (7) переменную
Следовательно, управляющее ускорение примет вид
Задающим
воздействием
для контура
угловой скорости
является величина
Параметр
От сюда
видно, что
быстродействие
контура угловой
скорости уменьшается
с уменьшением
величины
После
определения
параметра
Согласно принятым обозначениям
поэтому частные производные
Расчетное
соотношение
для
где
Процесс
управления
угловой скоростью
будет соответствовать
назначенному
закону, если
быстродействие
контура ускорения
существенно
выше контура
Как
видно, скорость
изменения
ускорения
определяется
электрической
постоянной
времени
Поскольку
Итак, параметры алгоритма управления угловой скоростью вращения вала двигателя рассчитываются по формулам (10) и (15). В нашем
случае контур
управления
угловой скоростью
может быть
построен без
измерения
ускорения
и интегрируя обе части равенства по времени. В этом случае уравнения замкнутого контура будут
Построим
теперь алгоритм
управления
углом поворота
вала двигателя(угловым
положением).
Примем, что
контур управления
угловой скоростью
синтезирован
и его параметры
где
Управляющей
функцией в
данном случае
выступает
величина
Запишем уравнение (18) в виде
Подставим
вместо
и закон управления с обратной связью
Подставляя (18) в (20) получим
Потребуем, чтобы решение этого уравнения соответствовало процессу в эталонной системе
где
которые представляют
собой уравнения
относительно
Проведенное рассмотрение исчерпывает задачу построения алгоритмов управления угловой скоростью и углом поворота вала двигателя. Все необходимые уравнения для последующей работы были построены.
Определение свойств динамической системы - это нахождение особых точек системы и анализ устойчивости положения равновесия. Для нахождения положений равновесия используем уравнение
Приравняем
нулю
Это уравнение подставим в формулу
Получившийся результат подставим в
В итоге имеем
Из чего получаем
Это равенство определяет угол поворота вала двигателя, на котором останавливается система. Для нашей задачи очевидно, что вал двигателя повернется на задаваемый нами угол, что подтверждает наш вывод. Поскольку
3.построение Имитационной Модели
Реализуем имитацию нашей математической модели. Для чего используем параметры модели как у двигателя постоянного тока с независимым возбуждением типа ДПМ-25: J=6,2*10-6 Н*м*с2; km=0,023 Н*м*А-1; R=3,8 Ом; L=0,0057 Гн; kw=0,098 в*с*рад-1. Механическая постоянная времени рассматриваемого объекта управления
Постоянная
времени электрической
цепи
Уравнения исследуемой системы:
Законами управления по угловой скорости и угловому положению являются последние два соотношения. Рассчитаем
остальные
параметры
На ниже приведенном рисунке изображена модель электропривода, реализованная в MATLAB с помощью программы Simulink.
Рис 3.1 Имитационная модель в Simulink
Рис 3.2 Зависимость угловой скорости от времени
Рис 3.3 Зависимость угла поворота от времени На , приведены результаты моделирования осуществлённого с помощью системы изображенной на В процессе выполнения курсовой работы была также построена математическая модель электропривода по общей методике. Для этого применялись формулы:
Ниже приводится описанная модель
Рис 3.4 Имитационная модель в Simulink, построенная по общей методике Результаты работы данной модели:
Рис 3.5 Зависимость угловой скорости от времени
Рис 3.6 Зависимость угла поворота от времени
Для понимания поведения системы при различных значениях параметров проведем следующие эксперименты. Рассмотрим реакцию системы при разных значениях параметра i.
Рис 3.7 Зависимость угловой скорости от времени при варьирование параметра i На Рис 3.7 приведена реакция системы при различных значениях i (цифрами обозначены: 1 - i =10-2; 2 - i =10-3; 3 - i =10-4;). Динамика изменения угла поворота при варьировании параметра i практически не изменяется. Из эксперимента видно, что коэффициент передачи редуктора i природным образом влияет на динамику системы, и ,что увеличение коэффициента приводит к увеличению максимальной амплитуды угловой скорости. Рассмотрим реакцию системы при разных значениях параметра J.
Рис 3.8 Зависимость угла поворота от времени при варьирование параметра J На Рис 3.8 приведена реакция системы при различных значениях J (цифрами обозначены: 1 - J =6,2*10-4,8; 2 - J =6,2*10-5; 3 - J =6,2*10-6;). Динамика изменения угловой скорости при варьировании параметра J соответствует динамике изменения угла поворота, в связи с чем здесь не приводится. Из эксперимента видно, что увеличение момента инерции J приводит к уменьшению времени переходного процесса, что соответствует использованной модели, так как в ней применяется блок со значением J-1. Также был проведен эксперимент, задачей которого ставилось достичь наиболее быстрых переходных процессов. Для чего был осуществлен пересчет следующих переменных
Ниже приведены результаты работы данной модели:
Рис 3.9 Зависимость угловой скорости от времени
Рис 3.10 Зависимость угла поворота от времени заключениеВ процессе создания данной курсовой работы был проанализирован динамический процесс на примере электропривода. Представлена блок-схема данной приводной системы в Simulink, на основе которой был проделан ряд экспериментов, которые описывают физические свойства данной системы. На основе полученных результатов можно сделать вывод, что алгоритмы управления по ускорению придают системам выраженные свойства адаптивности. Список используемой литературы
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ НАЦІОНАЛЬНИЙ
ТЕХНІЧНИЙ
УНІВЕРСИТЕТ Кафедра “Системного аналізу та управління” Оцінка
голова комісії каф. САУ, / / « » 200 р. Курсова робота Дисципліна: “Теорія керування” Тема: “ Математичне моделювання електропривода ” Керівник роботи: каф. САУ, / / “ ” 200 р. Виконавець: студент групи ІФ-50б /Карнаух О.О./ “ ” 200 р. Харків – 2004 |
(4)
,
(6)
(7)
(14)
(17)
(23)
(24)









