Реферат: Статистическое наблюдение конфликтов и правонарушений, связанных с деятельностью СМИ в России
|
Название: Статистическое наблюдение конфликтов и правонарушений, связанных с деятельностью СМИ в России Раздел: Рефераты по статистике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов Кафедра государственного права статистическое наблюдение конфликтов и правонарушений связанных с деятельностью средств массовой информации в россии Работа студента Юридического факультетов Третьего курса Первой группы Босова А. С. Григорьева А. С. Научный руководитель профессор Сугак В. П. Санкт-Петербург 2000 Введение Данное статистическое наблюдение посвящено исследованию конфликтов и правонарушений, связанных с деятельностью средств массовой информации в Российской Федерации. Актуальность данной темы объясняется прежде всего тем, что оно в какой то мере отражает развитие средств массовой информации на стадии становления правового государства. Объектом предлагаемого статистического наблюдения являются собственно сами конфликтные ситуации, связанные с функционированием С.М.И. Задачи данного статистического наблюдения непосредственно вытекают из задач статистического исследования вообще и состоят, в частности, в получении массовых данных непосредственно о состоянии изучаемого объекта, в учете состояния явлений, оказывающих влияние на объект, изучении данных о процессе развития явлений. Цели наблюдения определяются прежде всего нуждами информационного обеспечения по данному вопросу для формирования определенной осведомленности общества по вопросу наблюдения, а так же в подведении определенных итогов и выводов на основе полученного статистического материала. В качестве ключевых вопросов статистического наблюдения можно отметить следующие: 1. Общее количество и характеристика конфликтов, связанных с деятельностью С.М.И. за 1996, 1997 и 1998 годы. 2. Природа этих конфликтов а так же характер участия в них средств массовой информации. 3. Степень конфликтности С.М.И. Лидеры конфликтности. 4. География зарегестрированных конфликтов т. е. Распределение числа конфликтных ситуаций по субъектам Российской Федерации. 5. Кто и сколько конфликтует со средствами массовой информации. 6. Нарушения закона, инкриминируемые С.М.И. Общая характеристика конфликтов, Если сравнивать результаты мониторинга за 1998 год со статистикой предыдущих лет, то принципиальных различий в характере нарушений в информационной сфере не обнаружится. Однако это отнюдь не свидетельствует о стабильности ситуации и хотя бы относительном благополучии средств массовой информации. Как показывает проведенный анализ, положение СМИ постоянно меняется и, к сожалению, только в худшую сторону. Забегая вперед, отметим, что положение СМИ в истекшем году заметно ухудшилось не столько за счет прямых нарушений прав прессы и журналистов (хотя и их было немало), сколько за счет необоснованного преследования их по обвинению в мнимых правонарушениях, что будет продемонстрировано в последующем.
За 1998 год зарегистрировано 1077 сообщений о конфликтах в информационной сфере. Этот показатель в полтора раза превосходит аналогичные данные 1997 года. Следует подчеркнуть, что несмотря на существенное увеличение количественных показателей, они не отражают подлинных масштабов нарушаемости в информационной сфере и многократно занижены. Вместе с тем подтвердилась зафиксированная в 1997 году тенденция - работники СМИ стали чаще проявлять личную активность, выступая непосредственным источником информации о нарушении их прав. Так, если в 1996 году лишь 10-12% информации о конфликтах шло непосредственно от самих журналистов и главных редакторов, в 1997 году - 38,6%, то в 1998 году - 46,7%. Вторая половина, как и прежде, получена из публикаций, радио и телепередач сотрудниками Фонда защиты гласности и его региональных центров. Природа конфликтов В 1998 году в соотношении позиций конфликтующих сторон продолжалась уже отмеченная в прошлые годы тенденция - рост претензий к СМИ
Рост претензий к журналистам возрастает из года в год. В ежегодных долях это выглядит так: 15-35-46-58. Еще нагляднее эта тенденция видна при сравнении количественного состава конфликтующих сторон. Известно, что в одном конфликте может быть задействовано с каждой стороны не одно лицо, а несколько. При таком рассмотрении в качестве нарушителей журналисты и СМИ выступают чаще, чем в качестве пострадавших (см. таблицу). Вид участия журналистов и СМИ в конфликте
В прошлые годы отмечалась различная степень вовлеченности в конфликты журналистов печатных и электронных СМИ. Что изменилось в 1998 году? Обратимся к таблице. Участие в конфликтах печатных и электронных СМИ
Как видно из приведенных данных, как и прежде печатные СМИ примерно в 3 раза чаще, чем электронные подвержены конфликтам и более уязвимы. Сравнение природы конфликтов в печатных и электронных СМИ выявило, что права электронных СМИ нарушались в 48% случаев, а им инкриминировалось 52% случаев, т.е. электронные СМИ выступали равномерно и в той и другой ипостаси, и в роли нарушителей, и в роли потерпевших. Конфликтность С.М.И. Лидерами конфликтности три года подряд являются: «Московский комсомолец» (с его региональными отделениями), «Комсомольская правда», «Известия», НТВ, ОРТ, ГТРК, «Сегодняшняя газета» (Красноярский край). В этом году этот список пополнили такие активные участники конфликтов как:
Приведенный перечень наиболее конфликтных СМИ диктует необходимость прицельного изучения и анализа деятельности конкретных СМИ. Особого внимания заслуживает ситуация со СМИ в Красноярском крае, которые оказались в этом году лидерами по числу зафиксированных конфликтов. Что же касается печатных СМИ, то здесь соотношение совсем иное. Права печатных СМИ нарушались в 30% случаев, а им инкриминировалось - 70% случаев, т.е. претензии к печатным СМИ предъявлялись более чем в 2 раза чаще, чем нарушались их права. Из этого следует, что сформулированные прежде рекомендации по «технике безопасности» для журналистов, особенно работающих в печатных СМИ, не потеряли своей актуальности. География конфликтов Если в 1997 году были зарегистрированы конфликты в 64 субъектах Российской Федерации, то в этом - в 69. По части регионов данные явно отрывочны и неполны, есть и такие, которые все еще остаются «белыми пятнами». Оттуда информация не поступает или поступает крайне скупо. Но отсутствие информации о конфликтах вовсе не означает «безоблачности» ситуации. Скорее, наоборот. Как правило, свобода слова там - абстрактное понятие, а проблемы и конфликты в жизни и деятельности журналистов и СМИ запрятаны глубоко внутрь. Это подтвердилось результатами изучения экспертами ситуации на местах в 1997 и 1998 годах. Для сравнения приведем сведения о наиболее конфликтных регионах в 1997 и 1998 годах.
Статистика свидетельствует, что уменьшилось число конфликтов в Москве (122-95 конфликтов), но резко возросло их количество на региональном уровне; более чем вдвое в Красноярском крае, Волгоградской области, вдвое в Свердловской области, в полтора раза в Липецкой области и Татарстане, в Курской - вчетверо. Кто конфликтует с журналистами и С.М.И. Сравним результаты последних двух лет. Сведения о “другой стороне” конфликтов
Заметно чаще стали конфликтовать со СМИ представители исполнительной власти и органов управления, а также общественных объединений. Среди конфликтующих, как и прежде, преобладают лица, так или иначе связанные с властью. Это депутаты и их помощники, главы администрации и их заместители, губернаторы и вице-губернаторы, мэры и руководители пресс-служб. В этой же группе оказались 28 представителей органов прокуратуры и 49 представителей Фемиды. Надо заметить, что все ведомства стали агрессивнее в отношениях со СМИ. Они предъявляют претензии к СМИ в 1,5 раза чаще, нежели СМИ к указанным структурам. Следует добавить, что, как видно из таблицы, в этом году чуть меньше, чем прежде, оказалось конфликтующих, отнесенных к категории «Физические лица». Однако статус вошедших в эту группу остался неизменным. Здесь преобладают кандидаты в депутаты разных уровней и их доверенные лица, бывшие руководители различных ведомств (министры, губернаторы, начальники управлений и т.д.), сотрудники милиции и налоговых служб, военнослужащие, сотрудники охранных ведомств и служб безопасности и некоторые другие. Нарушения, инкриминируемые СМИ Общая характеристика В общем обзоре информационных конфликтов уже отмечалось, что из года в год возрастает удельный вес претензий и правонарушений, инкриминируемых СМИ (или приписываемых им), а соответственно сокращалась ежегодная доля нарушений прав СМИ и журналистов. Действительно ли положение российской прессы становилось все более благополучным? И наоборот работники средств массовой информации все чаще совершали правонарушения? Первичные данные вроде бы подтверждают это. Вот как выглядит положение на диаграмме.
Дальнейшее отслеживание этих конфликтов, углубленный анализ их причин и действий участников принципиально меняют правовую оценку огромного числа нарушений. Как и в прошлом году около трети правонарушений, приписываемых СМИ, следовало бы числить нарушениями прав СМИ, ибо необоснованное их обвинение является формой гонения и давления на редакции и журналистов. Весьма примечательны в этой связи изменения в структуре правонарушений, инкриминируемых СМИ. Правонарушения, инкриминируемые СМИ
По-прежнему подлинным бедствием для прессы является рост числа исков по поводу ущемления чести, достоинства и деловой репутации. По сравнению с 1996 годом их количество возросло почти вчетверо. Судебное преследование было и остается излюбленным средством властей разного калибра отомстить журналистам и усмирить редакции, выступающие с критическими материалами и разоблачениями. Но вот что привлекает внимание: при количественном росте этих дел их удельный вес в массиве всех нарушений стал заметно ниже (от 72,9% в 1997 году до 64,7% в 1998 году). Объясняется же это вовсе не снижением роли судов в информационных конфликтах (она по-прежнему является определяющей), а небывалым ростом конфликтов другого типа, административных правонарушений, разрешаемых в несудебном порядке. Это, во-первых, нарушения регистрационных и лицензионных правил, число которых скакнуло с 18 в предыдущем году до 89 - в году истекшем. Во-вторых - это нарушения, связанные с предвыборной агитацией и публикацией обязательных сообщений. Их оказалось вчетверо больше, чем прежде - 55 случаев. Количественный рост других нарушений СМИ также заметен, хотя и не столь значителен. Но если даже (как предлагалось) исключить необоснованные претензии и незаслуженные обвинения прессы и журналистов, все равно количество правонарушений с их стороны в истекшем году существенно возросло. В чем дело, чем это объясняется? Дело в том, что 1998 год с точки зрения общественно-политической оказался генеральной репетицией предстоящих «больших» выборов парламента и президента в текущем и будущем годах. Об этом в первую очередь свидетельствует география правонарушений, связанных с деятельностью СМИ. Как показано выше, максимальное количество сообщений о конфликтах поступило из тех регионов, где проходили выборы губернаторов, представительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления (Красноярский край, Свердловская обл., Ростовская обл., Санкт-Петербург и др.). При этом на местах проходила отработка избирательных технологий использования СМИ, направленных на устранение конкурентов в избирательной борьбе и обеспечение победы «своих» кандидатов, в том числе пиратскими противозаконными, безнравственными методами. Об этом достаточно красноречиво свидетельствует тот факт, что почти половина правонарушений, инкриминируемых СМИ, связана с выборами. Нельзя не признать, что вовлеченность СМИ в избирательную борьбу, в политическое противостояние, сопричастность к клановым и групповым интересам нередко приводит к злоупотреблениям свободой слова, пренебрежению к правам и интересам других лиц, игнорированию установленных правил, ограничений и приличий. Тем же вызвано появление большого числа ранее почти неизвестных межредакционных конфликтов и журналистских разборок. Забыв о профессиональной солидарности и корпоративной этике, журналисты «тузят друг друга» на потеху и во благо лиц, которым чужды интересы свободной прессы. И если прежде подавляющее большинство нарушений со стороны СМИ было результатом юридической неосведомленности, профессиональной слабости, небрежности, ротозейства, недисциплинированности публикаторов, то теперь все чаще нарушения носят злонамеренный и вполне осознанные характер. С общественно-политической ситуацией связан и еще один фактор роста числа правонарушений, инкриминируемых СМИ. Это - явная активизация деятельности регистрирующих, контролирующих и правоохранительных органов. Несколько более принципиальной за последнее время стала реакция на экстремистские выступления прессы, более придирчивы проверки соблюдения регистрационных и лицензионных правил, исполнения информационного, избирательного и иного законодательства, относящегося к деятельности СМИ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Резюмировать настоящее статистическое наблюдение, кроме тех промежуточных выводов, которые были сделаны по ходу рассмотрения конкретных вопросов можно двумя выводами: 1. Продолжается рост конфликтов и правонарушений в деятельности средств массовой информации в России. Ежегодный прирост происходит в 1,5-2 раза. 2. Максимально нарастает количество правонарушений, инкриминируемых или приписываемых СМИ. За четыре года их число увеличилось вчетверо. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||





Однако при оценке приведенных данных нужно снова напомнить, что квалификация конфликта в качестве нарушения, вызванного действиями работников СМИ, определялась на основе первичных сообщений и не отражала подлинной правовой природы события.