<< Пред. стр. 5 (из 18) След. >>


как принцип снисхо>ителъности. Фундаментальной идеи человеческой мудрости.
Призыв к взаимн<~и снисходительности встречается в самых различных мировоз
зренческих сист,мах> как итоговая мудрость он возникает и в натуралистическом
видении мира- "А что же должны делать люди, плохо понимающие самих себя и
еще хуже Фугих? Ответ прост: быть снисходительными" (Дольник В. Р. Непо
слушное д>тя биосферы. Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М., 1994.
С. 203).
20 >1ы имеем в виду, что "мир" представляет собой сложный развивающийся
npou-°c социально-политических отношений.
-' См.: Кроне Б. Либеральная концепция как концепция жизни // Вестник ЬЛ'У. Сер. 7. 1997. №2. С. 44-53.
22 Ср. понятие "массы" в: Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или
Конец социального. Екатеринбург, 2000.
23 "Для единства духа фундаментально именно различие, более того, само
единство есть не что иное, как процесс различий, ведь неразличимое единство -
мертвая и неподвижная математическая абстракция, где нет уже жизни" (Кроне Б.
Антология сочинений по философии. История. Экономика. Право. Этика. Поэзия.
СПб., 1999. С. 7).
24 Греч.: "борьба, состязание".
25 У греков агон был развит особенно сильно. Неудержимое стремление к лю
бым соревнованиям почти во всех сферах общественной жизни - отличительная
черта греческого быта. Главную роль играли спортивные (гимнастические), худо
жественные (поэтические и музыкальные) и конные соревнования. Агонистика в
Древней Греции противопоставлялась атлетике (профессиональному спорту) (см.:
Словарь античности. М., 1989. С. 14).
26 Небезынтересна будет литература по социалистическому соревнованию как
опыт искусственного конструирования агона: Ленин В. И., Сталин И. В. О соци
алистическом соревновании. М., 1941; Крупенькин В. И. Социалистическое сорев
нование как форма управления общественным производством (вопросы теории):
Автореф. дис. ... канд. экон. наук. JI., 1979; Созидательная сила социалистиче
ского соревнования. По материалам Всесоюзной научно-практической конферен
ции в Ленинграде (12-14 апреля 1979 г.) / Под общ. ред. Е. М. Тяжельникова. М.,
1979; Репкова А. А. Развитие социалистического соревнования на современном эта
пе общенародной кооперации труда: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 1979;
Степанов В. А. Социалистическое соревнование в системе производственных отно
шений социализма // Труды преподавателей политической экономии вузов Повол
жья. Вып. 2. Казань, 1968. С. 204-210. В статье В. А. Степанова дается любопытная
89
периодизация социалистического соревнования в СССР: 1) коммунистические субботники и ударничество (плавную роль играет физическая сила); 2) стахановское движение (главную роль играет техника); 3) движение за коммунистический труд (соревнование на основе науки). В целом же литература по социалистическому соревнованию представляет- собой жестко идеологизированные тексты, где вычленить социально-философское содер>лание довольно сложно.
27 Ясно, что пх;подин и раб понимаются здесь не в конкретно-социологиче
ском смысле, скажем -применительно Л так называемым рабовладельческим об
ществам, а метафизически , как, например. в "Феноменологии духа" Гегеля (см.:
Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб., /992. С. 103).
28 Так его интерпретирует Дж. Ролз. См..' Ролз Дж- Теория справедливости.
Новосибирск, 1995.
29 См., напр.: Егоров И . А. Принцип свободы .*""< основание общей теории ре
гуляции // Вопросы философии. 2000. №3. С. 3-21.
30 "Это начало не то ж е самое, что начало мира. • ¦ это начало не чего-то, но
кого-то, кто сам есть начиш{ п-ель. С созданием человека в МИР приходит сам прин
цип начала, что, конечно, е,гть лишь другой способ сказав "ь> что принцип свободы
был сотворен, когда был со1 творен человек, но не до этого" (лрендт л. Ситуация
человека. С. 137). При этом мы должны иметь в виду, что деял. °льность не только
активность, но и недеяти; (см. исследования В. Б. Стрих о недл.'*янии)-
31 Разорванность стимула и реакции стоит на запрете, кото,г>ый есть Фунда
ментальная категория социальной философии (см.: Дзыгивский П. "• Запрет как
форма социальной идентификации: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб.,
1997).
32 См.: Гайденко П.П. Почему проблема бытия так актуальна се.*,°Дня- //
Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX в. С. 46с -480. -
П. П. Гайденко показывает, что утопизм начинает с неприятия зла в мире и "закан
чивает неприятием самого бытия. См. также утверждение о "трагическом oi тыте
неудачного управления культурой": Котылев А. Ю. Метаморфозы игры в ку^.1Ь~
туре переходного типа. (На материале эпохи становления советской культурыj
Россия 1917-1933: Автореф. дис. ... канд. культурологии. СПб., 2000. С.4.
Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. 7-е изд. Т. 1. Пг., 1915. С. 12.
34 Бахтин М. М. К философии поступка // Бахтин М. М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994. С. 12.
"Действие, в отличие от производства, невозможно в изоляции; быть изолированным значит быть лишенным способности действовать. Действие и речь нуждаются в окружающем присутствии других не меньше, чем производство нуждается в окружающем присутствии природы из-за ее материала и мира, в котором помещается завершенный продукт. Производство окружено миром и находится в постоянном контакте с ним: действие и речь окружены сплетением действий и слов других людей и находятся с ним в постоянном контакте" (Арендт X. Ситуация человека. С. 138). X. Арендт подчеркивает "общественный характер" деятельности в противоположность "природному характеру" производства.
"Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть: 1) целерационалъным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве "условий" или "средств" для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели; 2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или любу! о другую - самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, неза висимо от того, к чему оно приведет; 3) аффективным, прежде всего эмоциональ ным, т. е. обусловле! шым аффектами или эмоциональным состоянием индивида; 4 ) традиционным, т. >э. основанным на длительной привычке" (Вебер М. Основные социологические понятия. С. 628).
90
37 Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. С. 12.
38 Добрая воля в такие эпохи, естественно, дефицитна.
39 Предлагаемые нами названия условны и не являются общеприня
тыми.
40 См., напр.: Яковлев А. Почему в России воз!ложен безрисковый уход от на
логов? // Вопросы экономики. 2000. №11; Сатуев Р. С. Экономическая преступ
ность в финансово-кредитной системе. М., 2000; Максимов А. А. Бандиты в белых
воротничках: как разворовывали Россию. М., 1999. Интересно сопоставить тоталь
ную коррупцию в постсоветской России и мир инлриг при дворе Людовика XVI
(см.: Фор Э. Опала Тюрго. 12 мая 1776 г. М., 1979).
41 Уже в "Жерминале" Э. Золя в качестве анархиста-террориста выведен рус
ский по фамилии Северин, взрывающий шахту с находящимися там рабочими
только для того, чтобы подтолкнуть общенациональны)* социальный взрыв, рево
люцию.
42 Галерея выдающихся радикалов может быть начат 'а с деятелей круга Нерона
и Флавиев (вторая половина I в. н. э.). Речь идет о так на; )ываемых сенаторах мень
шинства, одного из которых Тацит характеризовал слова! ли audax, callidus, proratus
("наглый, горячий, рьяный"). Далее мы выхватываем из тьмы истории Бакунина.
Существенна внутренняя близость ценностей Бакунина и Ницше, а также глубин
ная близость Ницше и молодого Маркса. Тезис "воли к в пасти" у Ницше, с одной
стороны, и мысль о развитии "всех сущностных сил безотносительно к заранее
заданному масштабу" (знаменитый 11-й тезис о Фейербахе) у Маркса, с другой,
внутренне близки. В марксизме сильно выраженный момент радикализма пред
стает как учение о диктатуре пролетариата, а также как т е ория социалистической
революции. В этом отношении весьма существенна книга Ж. Дюкло "Бакунин и
Маркс: тень и свет". С позиций еврокоммунизма она раскрывает радикалистские
(Бакунин) и либералистские (поздний Маркс) тенденции ii социалистическом дви
жении XIX в.
43 В. И. Ленин, как и большинство лидеров русской ре вол юции, остается в этом
отношении загадкой. Никаких исповедальных текстов! (Т/лчэр Яковлев пытался ис
следовать так называемую автобиографию Ленина, однако почти совершенно без
успешно.) По-видимому, саморазоблачительный смысл ^/споведи был понят в боль
шевистской пропагандистской машине, а потому различные формы исповеди во
ждей были либо уничтожены, либо закрыты.
44 См. об этом: Пригомсин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1989; Ва-
силъкова В. В. Порядок и хаос в развитии социальны)/; систем. Оинергетика и тео
рия социальной самоорганизации. СПб., 1999. См. тг/жже социологическую лите
ратуру по социальной структуре и социальным изменениям; НсШр.: Schafers В.
Gesellschaftlicher Wandel in Deutschland. Ein Stund>nbuch zur So^ialstruktur und
Sozialgeschichte. 6. Aufl. Stuttgart, 1995.
45 Kahn C. Anaximander and the Origins of Greek Cosmology. New York, 1960.
P. 193.
46 См.: Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в м ировоззрении
раннего средневековья // Античность и Византия. М., 1975. С. 266-2,185.
47 Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаи<-:
