Плата за жилое помещение и коммунальные услуги — страница 15-16

Изменение системы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг должно было служить, в первую очередь, обеспечению возмещения издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги.

Предполагался поэтапный переход на новую систему оплаты в течение пяти лет с предоставлением компенсаций (субсидий) гражданам с учетом их совокупного дохода в соответствии с социальной нормой площади жилья[1]. При принятии органами власти всех уровней нормативных актов в последующие годы названная задача с повестки дня не снималась. Решается она и в настоящее время.

Объем платных жилищно-коммунальных услуг населению продолжает расти, а его доля в структуре платных услуг увеличивается.

Рис. 1. Динамика платных услуг населению в сопоставлении с жилищно-коммунальными услугами, Млрд. руб., (до 2000 г. – трлн. руб.)[2]

Из рис. 1 видно, что вместе с ростом рынка платных услуг крепла роль жилищно-коммунальных услуг. Совокупная доля жилищно-коммунальных услуг достигла в 2011 году 28,4%. Сохраняется проблема опережающего роста цен на жилищно-коммунальные услуги по сравнению с инфляцией и сами эти услуги являются модератором роста цен.

Продолжился рост цен на жилищно-коммунальные услуги и в 2011 году (+11,7%), однако более медленными темпами, чем в 2010 г. (+13,0 %)[3].

Указанная динамика стало возможна благодаря тому, что государство фактически аффилировано с естественными монополиями – основными поставщиками энергии для функцинирования жилищно-коммунального хозяйства. При этом индексы цен на продукцию естественных монополий, «накопленные» с 2000 по 2011 год, многократно превышают суммарные индексы инфляции.

После 2000 г. значительно повысились (в сопоставимых ценах) темпы роста показателей жизненного уровня населения. За этот период средние показатели увеличения (к уровню 2000 г.) заработной платы работающего, трудовой пенсии, душевого дохода составили соответственно 203, 202 и 168 %. При этом прожиточный минимум рос более низкими темпами и увеличился за этот период на 50%. В результате доля населения с доходом ниже прожиточного минимума сократилась более чем в два раза – до 13,1%.

Одновременно за 2000–2010 гг. тарифы на электроэнергию увеличились на 86%, на теплоэнергию – на 57%, на сетевой газ – на 139%, а на услуги ЖКХ – на 531%. Таким образом, за эти 10 лет доля стоимости энергоносителей снизилась в зарплате и трудовой пенсии почти на 40%, в среднедушевом доходе – на 30%, а доля стоимости полных услуг ЖКХ в средней зарплате, трудовой пенсии и душевом доходе возросла более чем в два раза[4].

[1] Государственная целевая программа «Жилище». Одобрена Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 20.06.1993 N 595 // СЗ РФ. 1993. N 28. Ст. 2593.

[2] Российский статистический ежегодник, 2011. –М, ИИЦ Статистика России, 2012. С. 187.

[3] Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2011: Стат. сб./ Росстат. — M., 2012. С. 45.

[4] Индексы потребительских цен на товары и услуги [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/tab-potr1.htm, свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)