Что такое педагогика?

Как известно, у педагогики много определений. Как правило, под этим явлением понимают науку о воспитании и образовании.

Ещё в период, когда педагогика не являлась наукой, существовали определённые приёмы обучения и воспитания детей, носящие определённый характер: этнический, социальный и др. В древности не существовало понятия педагогика, не было школ и институтов, никто не сдавал экзамены и не мучился с написанием дипломных работ по окончанию института, но это не значило, что и самой педагогики не существовало. Педагогика, как вид деятельности, существовала с самых древнейших времён. В этот период «педагогика» сводилась к передаче опыта для выживания и самостоятельной деятельности детей. Источником развития педагогики является многовековой опыт практических знаний, который в донаучный период был зафиксирован в образе традиций, народных привычек, фольклорных произведений: пословиц, шуток, поговорок, сказок и других. Также в основу педагогики ложились такие практики, как философия, психология, возрастная психология и мировая практика воспитания в целом. В современном понимании педагогика является наукой о воспитании не только детей, но и взрослых. Таким образом, педагогику можно рассматривать как науку о воспитании человека. Человек на протяжении жизни проходит несколько педагогических институтов, каждый из которых важен на определённых этапах развития человека как личности, так и социального существа.

Первоначальный педагогический институт – это, естественно, семья. Семья закладывает большинство понятий: понятие о добре и зле, понятие о хорошем и плохом, понятие справедливости и многие другие. Семья также показывает схему непосредственно модели семейного поведения, что во многом определяет будущее человека. Педагогика немыслима без таких понятий, как учитель и ученик. Они являются частями системы, которая не может существовать друг без друга. Здесь же нужно упомянуть об образовании и учебном процессе. Учебный процесс – это система в состав которой входит предмет, учитель и ученик. В этой системе ничего нельзя отбросить. Без предмета будет невозможно взаимоотношения учителя и ученика, так как не будет основы, на которой должно складываться взаимоотношение. Без ученика учителю некому будет преподносить свой предмет. Без учителя процесс возможен, но это результата не будет положительным, так как педагог преподносит знания системными. Как раз в этом процессе очень важна роль учителя. Учитель является проводником знаний. Одна из задач педагога – заинтересовать и вовлечь в процесс обучения ребёнка. Педагогика необходима человеку для воспитания и приумножения достижений человечества, с целью последующей передачей опыта и достижений своим потомкам. Педагогика – важнейшая наука в воспитании и развитии человека как личности и человека как социального индивида. Без педагогики невозможно представить пути становления всесторонне развитого человека.