Влияние самооценки на уровень тревожности старших подростков — страница 10-12

З. Фрейд указывает, что для каждого возрастного этапа существуют характерные условия возникновения страха. Так, раннему детству соответствует опасность психической беспомощности; первым годам жизни — боязнь потери объекта любви; так называемой фаллической фазе — опасность кастрации и латентному периоду — страх перед супер-Эго. Если на каком-либо этапе ребенку не удается найти адекватные способы удовлетворения своих потребностей, то происходит фиксация — человек как бы застревает на определенной стадии: Многие люди не могут преодолеть страха перед потерей любви, они никогда не становятся независимыми от любви других, продолжая в этом отношении свое инфантильное поведение[1].

Идеи З. Фрейда послужили основой для многих более поздних исследований тревожности. Ч. Спилбергер, давая процессуальное определение страха, отмечает, что страх есть процесс, включающий эмоциональную реакцию, связанную с антиципацией определенного ущерба вследствие реальной объективной опасности, присутствующей во внешнем окружении[2].

В более поздних работах исследователи также относят страх к одной из фундаментальных эмоций. Так К. Изард определяет страх как наиболее опасную из всех эмоций. Интенсивный страх приводит даже к смерти: животные, и человек могут быть испуганы буквально до смерти. Но при этом страх играет и позитивную роль: он может служить предупреждающим сигналом и изменять направление мысли и поведение. Далее автор указывает на тот факт, что с эволюционно — биологической точки зрения страх может усиливать социальные связи, включая бегство за помощью и коллективную защиту[3].

Большое количество работ, посвященных тревожности, было выполнено представителями социальной школы научения. Основная идея социальной теории научения заключается в том, что исходно нейтральные стимулы могут через подкрепление и научение становиться эмоциогенными и вызывать тревогу[4].

Дж. Доллард считал, что причиной тревожности является блокировка потребностей, связанная с избыточной социализацией. Социальные требования идут, как правило, вразрез с естественными реакциями ребенка. Они непонятны ему и приводят к сильным эмоциональным конфликтам. Если требования родителей отличаются к тому же противоречивостью и непоследовательностью, это приводит к чрезмерному усилению у ребенка инстинктивных влечений, ассоциированию многих ситуаций с тревогой. Впоследствии тревога генерализируется и перерастает в черту личности[5].

Одним из самых известных достижений социальной теории научения является созданная Дж. Тейлор шкала тревожности (Manifest Anxiety Scale (MAS)), которая очень широко используется в практической психологии. Шкала Дж. Тейлор была создана путем отбора 50 пунктов MMPI, которые, по оценкам клинических психологов, наиболее соответствовали клиническому определению хронической тревожности: диффузное и хроническое состояние соматического напряжения, беспокойства, рассеянность, повышенная утомляемость, легкость возникновения и переживания тревоги даже при незначительной угрозе[6]. Факторный анализ шкалы выявил пять составляющих ее факторов, которые в совокупности и характеризуют устойчивую тревожность:

  • хроническая тревожность или мучение;
  • возрастание психического и /или соматического напряжения;
  • нарушения сна, связанные с внутренним напряжением;
  • чувство личной неадекватности;
  • моторная скованность, неловкость.

А. Кастанеда с соавторами опубликовали ее детский вариант — Children Manifest Anxiety Scale (CMAS). До настоящего времени эти шкалы считаются одними из наиболее надежных, принятых во всем мире инструментов для измерения тревожности как устойчивого свойства[7].

Тревожность получила определение и в экзистенциальной психологии. В основе экзистенциализма лежит представление о первичности экзистенции (существования) по отношению к эссенции (бытию). Предметы, вещи конечны и определены, они имеют свое бытие. Человек же существует, он ответственен за свои решения, поскольку обладает внутренней свободой и способностью выбора среди множества возможностей самореализации. Экзистенциальный подход акцентирует базисный конфликт как конфликт, обусловленный — конфронтацией индивида с данностями существования. Эти данности существования — смерть, свобода, экзистенциальная изоляция и бессмысленность. Человек, по представлениям теоретиков экзистенциализма, брошен в жестокий и бессмысленный мир[8].

Для того чтобы выжить и остаться человеком ему необходимо обрести смысл. В экзистенциализме, так же как и в психоанализе, представления о тревоге связаны с пониманием тревоги как движущей силы развития психопатологии. Взаимодействие индивида с тревогой порождает психическую активность, как сознательную, так и бессознательную. Эта активность (защитные механизмы) и составляет психопатологию, т.к. обеспечивая безопасность, ограничивают рост и возможности опыта. Коренное отличие в понимании психодинамики заключается в том, с чего начинается тревога: Динамический, экзистенциальный подход сохраняет описанную Фрейдом базисную динамическую структуру но радикально меняет содержание. Прежняя формула: влечение — тревога — защитный механизм заменена следующей: осознавание конечной данности — тревога — защитный механизм[9].

[1] Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы. -М. : Педагогика, 1993. С. 354

[2] Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги /сост. Ю.Л. Ханин— М. : «Физкультура и спорт», 1983. С.12-24.

[3] Изард К. Психология эмоций / К, Изард / перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999.

[4] Марцинковская Т.Д. История психологии / Теории социального научения [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://biblo-ok.ru/guman-ok/09-515.php, свободный. — (Дата обращения — 06.04.2012)

[5] Доллард, Д., Психотерапии. В рамках теории научения / Д. Доллард, К. Миллер // Техники консультирования и психотерапии. Тексты / под ред. УС, Сахакиана,-М.: ТЦ Сфера, 2000. С. 52.

[6] Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: учебное пособие для вузов; пер. с англ. Т. Гудкова и др. — Тт.1.2. — М. : Педагогика, 1986. С. 141.

[7] Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

[8] Ялом, И, Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом; пер. с англ. Т.С. Драбкиной. — М. : Независимая фирма «Класс», 1999. С. 12.

[9] Ялом, И, Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом; пер, с англ. Т.С. Драбкиной. — М. : Независимая фирма «Класс», 1999. С. 14.