Влияние самооценки на уровень тревожности старших подростков — страница 31-33

Рост уровня тревожности от 12 к 16 годам во многом связан с ведущей деятельностью в этом возрасте — интимно-личностным общением. По наблюдениям. Д.В. Ярцева у современных подростков прослеживается ряд особенностей в. общении со сверстниками. Они предпочитают легкие чему не обязывающие контакты близким доверительным отношениям. Однако потребность в глубоком, интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения[1].

Пик тревожности во всех сферах общения приходится-на 10-й класс (15 лет). В.Р. Кисловская отмечает, что вообще подростки более тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями, и менее тревожны с посторонними взрослыми и учителями[2].

И. В. Дубровина напротив, считает, что в раннем юношеском возрасте значение общения со сверстниками снижается, а особенно значимыми становятся представления о себе. В результате наблюдается рост самооценочной тревожности, которая рассматривается в виде восприятия человеком относительно нейтральных ситуаций как содержащих угрозу самооценке и переживания вследствие этого сильного волнения, тревоги; страха[3].

В старшем подростковом — раннем юношеском возрасте, по мнению A.M. Прихожан, переживания становятся все более разлитыми, смутными; двойственными, неопределенными, то есть приобретают черты тревоги в ее классическом описании, иррациональность которой в основном отчетливо осознается. В этом возрасте происходит смена ведущей деятельности подростков с интимно — личностного общения на учебно-профессиональную, характерную для старших, школьников[4].

Данные исследования И.Ю. Гараньковой позволяют утверждать наличие максимального пикообразного увеличения четырех видов тревожности в 9-м классе: тревожности за будущее, само оценочной тревожности, тревожности в общении и тревожности относительно противоположного пола[5].

Таким образом, приведенные выше данные позволяют предположить, что в период школьного обучения у подростков преобладает социально обусловленная тревожность. В старшем подростковом возрасте социальная тревожность становится доминирующей.

1.1        Исследование проблемы развития самооценки в психологической науке

Самооценка — обобщенный результат познания себя и эмоционального отношения к себе, аффективная часть образа Я, которая, как известно, тесно связана с проблемой самосознания, с представлением о своем социально-коммуникативном ранге в коммуникативном процессе.

. Осознание человеком себя в качестве деятельной личности и составляет основное содержание самосознания. Проблема сознания, включая в себя представление о его составе, тесно связана с вопросом о самосознании. Можно столкнуться с позицией, согласно которой существует сознание, а за его рамками — самосознание. Между тем, многие философы считают очевидным факт существования самосознания в пределах самого же сознания. Только что приведенная модель сознания тоже принимает этот факт. Такова же, в целом, и русская философская традиция. Тому подтверждение — четкое разграничение сознания С. Л. Франком на предметное сознание, сознание как переживание и самосознание[6].

В своем развитии самосознание проходит несколько этапов:

  • 1) самочувствие – элементарное осознание человеком своей вписанности в мир вещей и в мир людей (пространственно-временные характеристики). Личность живет, находится в сложной совокупности пространственно-временных структур, взаимодействующими друг с другом. В каждую эпоху вырабатывается вектор, определяющий свое время – пространство (метрическое, биологическое, социальное, историческое и др.);
  • 2) осознание своей принадлежности к той или иной культуре и социальной общности (коллектив, нация, религия, гражданство и т.д.);
  • 3) высшей ступенью самосознания является возникновение сознания собственного я, т.е. чувства свободы, ответственности и контроля за собственными действиями, а также способность их оценки. Этот этап включает в себя признание “Я” других людей, похожих на мое “Я”, но тем не менее осознание своего “Я” как уникального и неповторимого. Осознание этой уникальности позволяет личности совершать абсолютно свободные (т.е. не зависящие от другого) поступки и нести за них ответственность. Чем ответственнее человек, тем более свободными являются его действия. Свобода выбора – необходимое условие нравственного поступка, который невозможен без самооценки, осознания “Я”.

Считается, что если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, то при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в коллективе, семье, обществе и т. п.

Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы за и против, отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий… Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки[7].

[1] Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии, №6, 1999

[2] Кисловская, В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности, ожиданий з социальном общении (в возрастном плане). — М., 1972.

[3] Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба: Учебное пособие для средних педагогических учебных заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В.Вохмянина / под ред. И.В.Дубровиной, -М.: Академия, 1999.

[4] Прихожан A.M. Как преодолеть неуверенность в себе// Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, самореализация подростка. Н. Новгород, 1995.

[5] Гаранькова, И.Ю. Тревожность школьников в условиях социально-экономического кризиса: от подросткового к юношескому возрасту, Дисс… канд. псих, наук/ И.Ю. Гаранькова, — Пермь, 2000.

[6] Франк С. Л. Душа человека [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/books/frans01/index.htm, свободный. — (Дата обращения — 06.04.2012)

[7] Спиркин А Г. Сознание и самосознание. М.: «Политиздат», 1972. С. 149-150