Составной частью Я-концепции является чувство социального статуса, то есть текущее или будущее положение в социальной системе в представлении индивида. Межличностные отношения подростков и юношей и их взаимосвязи и взаимозависимости изучали многие отечественные и зарубежные психологи. Развитие группы в целом, ее статусная структура должна рассматриваться с позиции внутренней структуры группы и особенностей отдельных ее членов. Высокий статус определяется наличием положительных черт характера, совпадением ценностных ориентаций, пониженной самооценкой (Т. Каазик, Е.Е. Махлах, Р.Ф. Уринг); высокого интеллекта, способностей, нравственных качеств (В.Н. Лозовцева); общительностью, отзывчивостью, спокойным и добродушным характером (Т. Гордон, А. Крутецкий, Е.А. Шумилин, Г. Олпорт, С. Сакс, С. Холландер); эмпатией (Т.П. Гаврилова), привлекательной внешностью (Т.-К. X. Аунапуу, Н.В. Кораблева, Н.Н. Обозов). Эти факторы или характерологические особенности также влияют на позицию в группе. Уверенность в себе, гибкость, настойчивость, высокий самоконтроль будут способствовать отстаиванию своих позиций.
В учебных группах наиболее часто возникают и напряженно протекают межличностные противоречия отдельных ее членов. Они зависят от образцов поведения данного общества и набора личностных особенностей индивидов. Формирование свойств личности, обеспечивающих нормативное поведение, тесно связано со статусом личности в системе межличностных отношений в учебной группе.
Если раньше у учеников с высоким статусом отмечались такие личностные особенности, как инициативность в общественных делах, охотное посещение школы, высокая; учебная мотивация, то на данном этапе развития нашего общества, данные ценности ушли на второй план.
Если сформированная личность взрослого человека обладает устойчивыми характеристиками индивидуального стиля, то черты еще незрелой личности подростка больше проявляются как свойства темперамента, на базе которого еще предстоит сформироваться личности в процессе социализации. Личность не является «застывшей окаменелостью»: это — динамичная система, открытая внешним воздействиям, реагирующая на изменения среды в пределах индивидуально очерченного диапазона изменчивости, что делает структуру личности адаптивной и выносливой к стрессу[1].
Однако именно устойчивые свойства личности не позволяют социуму целиком поглотить индивидуальность, а ситуативные факторы не приводят к непрерывным изменениям. У подростка влияние социума в качестве морального цензора в основном вызывает противодействие в силу непосредственного побуждения к свободе и независимости, а ситуативные аспекты в виде соблазна реализовать свои желания и потребности подталкивают их к импульсивным поступкам. При отсутствии развитого внутреннего самоконтроля у детей в большей степени, чем у взрослых проявляется тот тип переживания и поведения, который определяется ведущей индивидуально-личностной тенденцией[2].
В начале, периода полового созревания большинство подростков начинают проводить тщательную оценку самих себя, сравнивая свои внешние данные, физическое развитие, двигательные навыку интеллектуальные способности и социальные умения с аналогичными качествами своих сверстников и идеальных героев. Эта критическая-самооценка обычно сопровождается; периодом застенчивости, когда. подросток чрезвычайно уязвим и легко смущается. Поэтому подростки очень озабочены тем, чтобы как-то примирить воспринимаемое собственное Я с идеальным Я.
Роджерс видел конечную цель развития личности в достижении соответствия жизненного опыта концептуальной структуре Я. Достижение такого соответствия приводит к освобождению от внутренних конфликтов и тревоги. Его самовосприятие и отношения-с другими людьми приводят к принятию самого себя и самоуважению. Если между образом Я во взаимоотношениях с другими и Я в собственном восприятии индивида или идеальным Я возникает расхождение, то это приводит к психологическим проблемам. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального Я вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет[3].
Понятие самоуважения достаточно многозначно, оно подразумевает принятие себя, чувство собственного достоинства, удовлетворенность собой. Самоуважение определяет отношение личности подростка к самому себе. Подростки с заниженным самоуважением особенно ранимы, ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они крайне болезненно реагируют на критику, порицание, не выносят шуток над собой. Их очень беспокоит мнение о себе окружающих, они склонны недооценивать результаты своей* деятельности. Вследствие этого многим из них свойственна застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечтаний. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем она тревожней и тем сильнее страдает от одиночества. По наблюдениям А.С. Гормина 100% тревожных учащихся имеют заниженную самооценку[4].
Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире; Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувства униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы. Исследования показали, что низкий уровень самоуважения способствует возникновению агрессивного поведения: потребность защитить свое Я, может стать-доминирующей над другими мотивами, и поведение других людей будет интерпретироваться человеком как угрожающее, что толкает его, в конечном счете, на превентивные действия.
Самоуважение называют условием выживания души; оно является компонентой человеческого существования, придающей ему чувство собственного достоинства. Самооценка растет в процессе взаимодействия с людьми, когда Я оказывается для кого-то значимым. Индивиды со слабой идентичностью или с недостаточным развитием самооценки проявляют ряд симптомов эмоциональных расстройств. У них могут появиться психосоматические симптомы тревожности. Было также обнаружено, что низкая самооценка способствует употреблению наркотиков и алкоголя. Она также является фактором, способствующим возникновению юношеской депрессии и тревожности[5].
[1] Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. С.-Пб. Речь, 2002. С. 87.
[2] Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983. С. 245.
[3] Роджерс Р: Взгляд на психотерапию: Становление человека / Р. Роджерс / пер, с англ. М.М. Исениной. — М. : Прогресс-Универс, 1994.
[4] Гормин, А.С. Факторы формирования тревоги у подростков в инновационном учебном заведении: дисс… канд. психол. наук. — Новгород, 1997.
[5] Крэйг Г. Психология развития— СПб. : Питер Ком. 2000. С. 415.