Влияние социальных сетей на качество жизни подростков (на примере учащихся 9-11классов, школ г. Томска) — страница 27-29

Технологии социальных сетей трансформируют поведение ребенка: «Поскольку процесс общения происходит на расстоянии, межличностные контакты значительно обедняются. Это приводит к снижению и недоразвитию навыков общения, умения детей понимать и читать невербальные признаки общения, детям сложнее определять эмоциональное состояние собеседника при живом общении и поэтому труднее выбрать правильную линию поведения. Фрагментарный характер общения в социальных сетях, легкость прерывания неугодных контактов не дает возможности ребенку научиться решать сложные конфликтные ситуации общения. Помимо этого у активных пользователей социальными сетями страдает языковая грамотность, закрепляющаяся в речевые стереотипы. Но, пожалуй, самое страшное – это то, что в погоне за яркой и привлекательной виртуальной жизнью подросток может захотеть «оживить» свою реальную жизнь. Отсюда асоциальное поведение, экстрим и… попытки самоубийства»[1].

В некоторых социальных сетях были выявлены группы подростков, которые провоцировали своих сверстников сводить счеты с жизнью. В закрытых ветках небольших групп школьники с явно нарушенной психикой рассказывали вступившим членам о том, как, когда и где лучше всего совершать самоубийства[2].

Однако, деструктивный аспект всегда присутствует в общении подростков, даже если это общение в Интернете. Важно подчеркнуть, что информационный бум порождает существенные проблемы в жизнедеятельности общества. Нанесение вреда информации, способности человека ее воспринимать и осмысливать имеет следствием ущерб человеку как социальному и биологическому существу, существенно снижает возможность его выживания в реальном мире. Исходя из этого, информационная безопасность человека заключается в невозможности нанесения вреда ему как личности, социальная деятельность которой во многом базируется на осмыслении получаемой информации, информационных взаимодействиях с другими индивидами и часто имеет информацию в качестве предмета деятельности.

Свое «информационное измерение» имеет общество, представляющее собой сложный вид организации социальной жизни. Оно обладает механизмами саморегуляции, которые позволяют поддерживать его целостность, упорядочивать отношения между институтами и общностями, интегрировать социальные новообразования и подчинять их логике поведение основной массы населения, воспроизводить единую ткань многообразных социальных взаимодействий[3]. Основу социальных взаимодействий составляют преднамеренные, целенаправленные поведенческие акты, ориентированные на других индивидов, их возможные ответные действия[4]. Эти действия достаточно часто совершаются в форме социальной, точнее, информационной коммуникации, основу которой составляет обмен сведениями с помощью сообщений. Так, практически невозможно договориться о какой бы то ни было совместной деятельности, если участвующие в ней не знают ее целей, способов их достижения, плана, по которому предполагается организовать эту деятельность, задачу каждого участника и т. д. Необходимый уровень информированности может быть достигнут только в том случае, если организатор данной деятельности составит ее замысел, план реализации, доведет эти сведения до каждого, выяснит вопросы, которые возникли у участников, ответит на них и убедится, что все правильно понимают этот замысел и план.

Трудно переоценить роль информации в функционировании духовной сферы общества, в формировании и распространении культуры, представляющей собой характерный для членов данного общества образ мыслей и образ действий, ценности, нормы, традиции, критерии, оценки, регулирующие взаимодействие между людьми[5].

Анализ основных тенденций изменений в информационной сфере России в процессе социально-политической модернизации 1990-х гг. показывает, что отмечаются серьезные изменения в системе обеспечения информационной безопасности России, произошедшие в процессе социально-политических и социально-экономических преобразований в этот период. По разному, например, можно оценить роль фондов Д. Сороса, вложившего в шоковую программу трансформации информационно-культурного ядра российского общества, по разным оценкам, от 1 до 1,5 млрд. долларов[6], а также негативные последствия этого для функционирования ядра информационной сферы. В качестве наиболее сильно пострадавших социальных общностей во время трансформации экономических отношений в рыночные можно назвать российскую молодежь.

К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на » поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса — будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

[1] Интернет – мировое зло или всеобщее благо? Нужен ли интернет для детей? [Электронный ресурс] — Режим доступа: Интернет – мировое зло или всеобщее благо? Нужен ли интернет для детей?, свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)

[2] Суицидальный кризис и самоубийство [Электронный ресурс] — Режим доступа: , свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)

[3] Пушкарева Г. В. Общество. В сб.: Общая социология. Под ред. А.Г.Эфендиева. М., ИНФРА-М, 2002, с. 507.

[4]   Кравченко Е. И. Исходные элементы социальной жизни. В сб.: Общая социология. Под ред. А. Г. Эфендиева. М., ИНФРА-М, 2002. с. 120.

[5] Яковенко А. В. Современная пресс-служба МИД России. В сб.: Внешнеполитическая информация и современная дипломатия. Отв. редактор Ю. Б.Кашлев. Редактор Г.Н.Вачнадзе. М., Дипломатическая академия МИД России, 2001. с. 330.

[6] По данным самого Фонда Сороса, уже к концу 1994 года и только «в рамках издательской части программы Обновление гуманитарного образования … издано 260 книг, в стадии изготовления тиража находилось 40 книг, готовились к печати 77 книг». (Фонд Сороса. 10 лет в России. Хроника десятилетия. Факты, цифры, события. -М., 1997.- С. 30)