Влияние социальных сетей на качество жизни подростков (на примере учащихся 9-11классов, школ г. Томска) — страница 33-35

Риски и недостатки социальных сетей:

  • Неподтвержденная идентификация – много анонимных пользователей и «ботов».
  • Невозможность управлять искусственно общественным мнением, модерировать (или ограниченность таких возможностей).
  • Информация распространяется быстро и неконтролируемо.

К числу дополнительных факторов относятся доступность технических средств, простота их использования и меньшие необходимые усилия. Например, активный отдых, поездку с друзьями еще надо организовать, тогда как компьютер вместе со всем набором опций и возможностей всегда рядом. Включение компьютера не требует никаких дополнительных усилий[1].

Однако положительное влияние Интернета также очевидно. Мир социальных сетей  притягивает подростков, как как  они попросту ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В процессе поиска близкой по духу личности молодые люди вступают в разнообразные отношения, они получают возможность общения с практически безграничным числом людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнают множество историй, имеют возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие их вопросы[2].

Поиск собственного круга общения идет параллельно тенденции отделения от родителей. Подростки хотят быть независимыми, заниматься чем-то своим. Социальные сети в этом плане особенно заманчивы: они удовлетворяют потребности в лидерстве и стимулирует предприимчивость. В предыдущем пункте было показано, что подростковый период — время стрессов. Подросток испытывает стресс везде: в школе, в семье, с друзьями. Возникает проблема: Что делать с этим чувством неудовлетворенности, особенно когда оно связано с сексуальностью и агрессией? Подростку необходимо дать выход своим эмоциям. Мир социальных сетей подходит для этого как нельзя лучше.

В социальных сетях в среднем каждый пользователь регулярно общается всего с шестью-семью друзьями, даже если в его контакт-листе их несколько тысяч. «В контакте» подростки имеют возможность свободно общаться со сверстниками, быть не зависимыми от «наивных упреков и взглядов» со стороны взрослых. Анализируя просторы социальных сетей, можно увидеть, что Интернет отражает все стороны человеческой натуры, а потому все нормы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе, не теряют своей актуальности и в Интернете.  Не существует никакой специальной «виртуальной» морали. Что плохо в реальности, то не перестает быть таковым и на просторах Интернета[3].

По данным ФОМ на осень 2011 года, месячная аудитория интернета в России составляет 54,5 млн человек — это около 47% всего совершеннолетнего населения страны1. С осени 2010 года аудитория выросла чуть более чем на 17% (на 18% годом ранее)[4]. По данным сomScore, в сентябре 2011 Россия вышла на первое место в Европе по количеству интернет-пользователей[5].

Аналогичные данные, но в процентном выражении показал опрос, проведённый ВЦИОМ 31 марта — 1 апреля 2012 года, согласно которого интернетом пользуется 58% россиян (в апреле 2011 года — 53%), причем наиболее заметно увеличение ежедневной аудитории Сети (с 30% в начале года до 38% весной т.г.)[6].

Проект «Открытое мнение» провел исследования общественного мнения россиян относительно популярности социальных сетей. Это проект имеет больше отношения к родителям, чем к подросткам, однако из табл. 1.1 можно видеть структуру социальных сетей России.

Таблица 1.1

Скажите, за последний месяц Вы пользовались или не пользовались какими-либо социальными сетями в интернете? И если да, то какими: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Живой журнал, Одноклассники и так далее?[7]

 

 

  ВСЕ Пол Возраст Образование
Муж-ской Жен-ский 18-34 35-54 55 и старше Среднее специ альное и ниже Неокон- ченное / выс-шее
ВКонтакте 40% 38% 42% 56% 24% 13% 37% 43%
Фейсбук 10% 9% 11% 13% 8% 4% 5% 16%
Живой журнал 4% 4% 3% 4% 4% 1% 2% 5%
Твиттер 5% 5% 5% 6% 4% 2% 3% 7%
Одноклассники 46% 38% 54% 50% 45% 31% 48% 45%
Другие социальные сети 15% 15% 16% 17% 15% 9% 16% 15%
Не имею своей страницы 19% 21% 17% 12% 24% 41% 20% 19%
Не знает, что такое социальные сети  

3%

 

3%

 

3%

 

2%

 

4%

 

6%

 

2%

 

3%

Затрудняется ответить 8% 11% 6% 5% 12% 9% 8% 8%

[1] Емелин В. А., Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал, №1(7) 2012.

[2] Влияние интернета на психику человека [Электронный ресурс] — Режим доступа: Влияние интернета на психику человека, свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)

[3]  Влияние современных информационных технологий  на воспитание нравственности подрастающего поколения [Электронный ресурс] — Режим доступа: Воспитание нравственности в современной школе , свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)

[4] Динамика проникновения интернета в России. Осень 2011 [Электронный ресурс] — Режим доступа: runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10283, свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)

[5] Статистика веб-аудитории в России. [Электронный ресурс] — Режим доступа: bizhit.ru/index/users_count/0-151, свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)

[6] Смартфон, планшет  или обычный компьютер: как россияне выходят в Интернет? [Электронный ресурс] — Режим доступа: wciom.ru/index.php?id=459&uid=112716, свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)

[7] Открытое мнение, февраль 2012 [Электронный ресурс] — Режим доступа:  sociologos.ru/upload/File/Otkrytoe_mnenie-Raspredelenie_otvetov_na_voprosy_ankety.pdf, свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)