Риски и недостатки социальных сетей:
- Неподтвержденная идентификация – много анонимных пользователей и «ботов».
- Невозможность управлять искусственно общественным мнением, модерировать (или ограниченность таких возможностей).
- Информация распространяется быстро и неконтролируемо.
К числу дополнительных факторов относятся доступность технических средств, простота их использования и меньшие необходимые усилия. Например, активный отдых, поездку с друзьями еще надо организовать, тогда как компьютер вместе со всем набором опций и возможностей всегда рядом. Включение компьютера не требует никаких дополнительных усилий[1].
Однако положительное влияние Интернета также очевидно. Мир социальных сетей притягивает подростков, как как они попросту ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В процессе поиска близкой по духу личности молодые люди вступают в разнообразные отношения, они получают возможность общения с практически безграничным числом людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнают множество историй, имеют возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие их вопросы[2].
Поиск собственного круга общения идет параллельно тенденции отделения от родителей. Подростки хотят быть независимыми, заниматься чем-то своим. Социальные сети в этом плане особенно заманчивы: они удовлетворяют потребности в лидерстве и стимулирует предприимчивость. В предыдущем пункте было показано, что подростковый период — время стрессов. Подросток испытывает стресс везде: в школе, в семье, с друзьями. Возникает проблема: Что делать с этим чувством неудовлетворенности, особенно когда оно связано с сексуальностью и агрессией? Подростку необходимо дать выход своим эмоциям. Мир социальных сетей подходит для этого как нельзя лучше.
В социальных сетях в среднем каждый пользователь регулярно общается всего с шестью-семью друзьями, даже если в его контакт-листе их несколько тысяч. «В контакте» подростки имеют возможность свободно общаться со сверстниками, быть не зависимыми от «наивных упреков и взглядов» со стороны взрослых. Анализируя просторы социальных сетей, можно увидеть, что Интернет отражает все стороны человеческой натуры, а потому все нормы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе, не теряют своей актуальности и в Интернете. Не существует никакой специальной «виртуальной» морали. Что плохо в реальности, то не перестает быть таковым и на просторах Интернета[3].
По данным ФОМ на осень 2011 года, месячная аудитория интернета в России составляет 54,5 млн человек — это около 47% всего совершеннолетнего населения страны1. С осени 2010 года аудитория выросла чуть более чем на 17% (на 18% годом ранее)[4]. По данным сomScore, в сентябре 2011 Россия вышла на первое место в Европе по количеству интернет-пользователей[5].
Аналогичные данные, но в процентном выражении показал опрос, проведённый ВЦИОМ 31 марта — 1 апреля 2012 года, согласно которого интернетом пользуется 58% россиян (в апреле 2011 года — 53%), причем наиболее заметно увеличение ежедневной аудитории Сети (с 30% в начале года до 38% весной т.г.)[6].
Проект «Открытое мнение» провел исследования общественного мнения россиян относительно популярности социальных сетей. Это проект имеет больше отношения к родителям, чем к подросткам, однако из табл. 1.1 можно видеть структуру социальных сетей России.
Таблица 1.1
Скажите, за последний месяц Вы пользовались или не пользовались какими-либо социальными сетями в интернете? И если да, то какими: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Живой журнал, Одноклассники и так далее?[7]
ВСЕ | Пол | Возраст | Образование | |||||
Муж-ской | Жен-ский | 18-34 | 35-54 | 55 и старше | Среднее специ альное и ниже | Неокон- ченное / выс-шее | ||
ВКонтакте | 40% | 38% | 42% | 56% | 24% | 13% | 37% | 43% |
Фейсбук | 10% | 9% | 11% | 13% | 8% | 4% | 5% | 16% |
Живой журнал | 4% | 4% | 3% | 4% | 4% | 1% | 2% | 5% |
Твиттер | 5% | 5% | 5% | 6% | 4% | 2% | 3% | 7% |
Одноклассники | 46% | 38% | 54% | 50% | 45% | 31% | 48% | 45% |
Другие социальные сети | 15% | 15% | 16% | 17% | 15% | 9% | 16% | 15% |
Не имею своей страницы | 19% | 21% | 17% | 12% | 24% | 41% | 20% | 19% |
Не знает, что такое социальные сети |
3% |
3% |
3% |
2% |
4% |
6% |
2% |
3% |
Затрудняется ответить | 8% | 11% | 6% | 5% | 12% | 9% | 8% | 8% |
[1] Емелин В. А., Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал, №1(7) 2012.
[2] Влияние интернета на психику человека [Электронный ресурс] — Режим доступа: Влияние интернета на психику человека, свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)
[3] Влияние современных информационных технологий на воспитание нравственности подрастающего поколения [Электронный ресурс] — Режим доступа: Воспитание нравственности в современной школе , свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)
[4] Динамика проникновения интернета в России. Осень 2011 [Электронный ресурс] — Режим доступа: runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10283, свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)
[5] Статистика веб-аудитории в России. [Электронный ресурс] — Режим доступа: bizhit.ru/index/users_count/0-151, свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)
[6] Смартфон, планшет или обычный компьютер: как россияне выходят в Интернет? [Электронный ресурс] — Режим доступа: wciom.ru/index.php?id=459&uid=112716, свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)
[7] Открытое мнение, февраль 2012 [Электронный ресурс] — Режим доступа: sociologos.ru/upload/File/Otkrytoe_mnenie-Raspredelenie_otvetov_na_voprosy_ankety.pdf, свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)