Влияние социальных сетей на качество жизни подростков (на примере учащихся 9-11классов, школ г. Томска) — страница 51-53

Рис. 2.8. Самые популярные занятия подростков в социальных сетях

Исследование показало, что практически все виды социального общения в социальных сетях востребованы подростками примерно в равной степени.

Таким образом, первая часть анкеты выявила, что томские подростки аналогично общероссийской общности примерно в той же степени являются приверженцами интернета и активно участвуют в общении в социальных сетях.

 

 

 

 

Глава 1               Обработка результатов социологического исследования: Влияние социальных сетей на качество жизни подростков и формирование рекомендаций

1.1        Результаты социологического исследования: Влияние социальных сетей на качество жизни подростков

Вторая часть анкеты включает опросник, основанный на следующей модели оценки качества жизни (рис. 3.1). Модель основана на использовании индексов типа отношений. Каждый индекс является отношением удовлетворенности определенным аспектом  жизни к соответствующему уровню психологических притязаний.  Сумма значений индексов  является  показателем КЖ.

 

Рис. 3.1. Модель оценки качества  жизни[1]

В результате обработки полученных ответов на вопросы второй части анкеты получилась следующая картина качества жизни томских подростков (табл. 3.1). В рамках данного  метода оценки  показатель качества жизни изменяется в диапазоне от 4% до 100%. Для обозначения уровней качества жизни рекомендуется использовать следующую шкалу:  менее 20% — очень низкий;    21 – 40% —  низкий;  41-60%  — средний; 61-80% — высокий; 81-100% — очень высокий уровень.

Таблица 3.1

Результаты оценки индивидуального качества жизни   (средние значения показателей)

Показатель Значение, баллов
Индекс удовлетворенности прошлым (И1) 7,4
Х1 4,0
Х2 2,3
Индекс удовлетворенности настоящим (И2) 7,7
Х3 4,0
Х4 2,2
Индекс удовлетворенности  будущим (И3) 7,8
Х5 3,9
Х6 2,2
Индекс  социальной удовлетворенности  (И4) 7,5
Х7 4,0
Х8 2,2
Индекс удовлетворенности здоровьем  (И5) 7,5
Х9 4,0
Х10 2,3
Показатель  КЖ 37,9
Индекс субъективного позитива (ИСП) 79,6
Индекс субъективного негатива (ИСН). 45,1

 

В целом по результатам исследования показатель качества жизни оказался равным 37,9%. Можно предположить, что этот факт обусловлен двумя основными обстоятельствами. Первое  связано с общей закономерностью  индивидуального развития личности. Эта общая закономерность психоонтогенеза заключается в том, что в подростковом возрасте уже достаточно сформированы личностные притязания, но еще мало достижений по их реализации. Второе обстоятельство обусловлено дефектами существующей системы  общественных ценностей,  которая предрасполагает к развитию завышенных материальных запросов и заниженных духовно-нравственных  ценностей.

[1] Мащенко  И. В. Метод оценки индивидуального качества жизни [Электронный ресурс] — Режим доступа: belmapo.by/downloads/gigiena/kachestvo_zhizni.doc, свободный. — (Дата обращения — 16.04.2012)