Проверка состояния внутреннего контроля. с. 6-8

Понятие внутреннего аудита законодательно не закреплено. Пока только потребность в организации системы внутреннего аудита актуализирует необходимость разработки специальных профессиональных стандартов в этой области. [1]

Так, А.Ф. Звороно отмечает элементы схожести при сравнении аудита и контроллинга[2]. Термин «контроллинг» широко используется в теории и практике корпоративного управления и часто под ним подразумеваются различные понятия.[3]

Система внутреннего контроля (СВК) – это совокупность методик и процедур, принятых руководством организации и направленных на выявление, исправление и предотвращение существенных ошибок и искажений учетной информации, которые могут повлиять на достоверность показателей бухгалтерской отчетности.

Внутренний аудит распространяется на все ключевые области деятельности организации. Внутренний аудит призван своевременно выявлять и оценивать риски финансово-хозяйственной деятельности, вырабатывать меры, направленные на их снижение. Внутренний аудит направлен, таким образом, на рост эффективности бизнес-процессов.

Методы внутреннего аудита представляют собой совокупность финансовых, экономических, организационных, оперативно-технических и фактических способов и приемов по проверке производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью изучения состояния их экономики и финансов, эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, сохранности активов и своевременности возврата обязательств, обеспечения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, а также их оформления первичными документами, служащими основанием для отражения в бухгалтерском учете. В отличие от внешнего аудита, носящего, как правило, официальный характер и проводимого уже по оформленной финансовой отчетности, внутренний аудит на предприятии может носить как плановый, так и внезапный характер.

Аудиторская проверка в системе внутреннего контроля, в первую очередь, использует данные бухгалтерского учета, который в условиях России подлежит многоуровнему правовому регулирования. [4]

Поэтому для него характерны все три этапа контроля: предварительный — до совершения хозяйственных операции; текущий — во время осуществления хозяйственных операций и последующий — после их совершения.

Для получения аудиторских доказательств при проведении внутреннего аудита широко используются приемы фактического контроля (сплошная и выборочная инвентаризация, осмотр, обследование, контрольные обмеры, контрольный запуск сырья, экспертиза и лабораторные анализы), документальный контроль с применением юридической проверки и аналитических процедур, наблюдение, сравнение и сопоставление, встречные проверки, обзор неопределенных обязательств, подтверждение, опрос, проверка механической прочности, аудиторская выборка, а также другие разнообразные приемы и методы проверок по усмотрению аудитора.

 

 

1          Основные принципы проверки аудитором системы внутреннего контроля

Рассмотрим основные принципы проверки аудитором системы внутреннего контроля. Аудитор изучает СВК субъекта, для того чтобы спланировать аудиторскую проверку и определить природу, степень и время проведения необходимых процедур. В конечном счете такое изучение дает возможность оценить риск искажения в финансовой отчетности. При этом аудитор должен больше уделять внимания средствам контроля, которые имеют отношение к финансовой информации, уместной при обосновании утверждений по финансовой отчетности. Средства контроля, которые не влияют на финансовую информацию, не являются существенными для аудитора, если только они косвенно не затрагивают финансовую отчетность.

Аудитор должен ознакомиться с системой бухгалтерского учета: учетной политикой, организацией работы бухгалтерии и документооборотом, формой ведения учета, использования вычислительной техники, применяемыми в учете средствами контроля. Аудитору следует убедиться в применении таких процедур внутреннего контроля, как арифметическая проверка записей, сверка расчетов, проверка правильности документооборота и наличия разрешительных подписей руководителей, проведения инвентаризаций и т.д.

При проверке состояния внутреннего контроля следует исходить из предпосылок:

  1. существования – процедуры контроля не позволяют отразить в бухгалтерских записях фиктивные или несуществующие факты хозяйственной деятельности;
  2. прав и обязанностей – СВК не допускает отражения в учете несанкционированных фактов хозяйственной деятельности, которые могли бы привести к злоупотреблениям, нерациональному использованию активов и др. нежелательным явлениям;
  3. полноты – процедуры контроля не допускают пропуска в учетных записях имевших место фактов хозяйственной деятельности;
  4. оценки – процедуры контроля обеспечивают адекватную оценку фактов хозяйственной деятельности (данные накладных, счетов-фактур и др. первичных документов проверены арифметически и соответствуют условиям договоров, заказов и т.п.);
  5. точности – процедуры контроля обеспечивают правильность записей фактов хозяйственной деятельности в учетные регистры, обобщения и суммирования данных в регистрах, перенесения в Главную книгу и отчетность;
  6. ограничения учетного периода – процедуры контроля обеспечивают отражение фактов хозяйственной деятельности своевременно и в соответствующем периоде;
  7. представления и раскрытия – процедуры контроля обеспечивают правильную разноску фактов хозяйственной деятельности по счетам бухгалтерского учета и раскрытие информации отчетности.

[1] Полисюк Г.Б., Чистопашина С.С. Место и роль внутреннего аудита в системе внутрифирменного контроля // Все для бухгалтера. 2012. N 7.

[2] Звороно Л.Ф. Рынок аудиторско — консалтинговых услуг в России. М.: МАКС Пресс. 2012. С. 18-19.

[3] Антонов И.В. Концепция контроллинга и практика применения // МСФО и МСА в кредитной организации, N 3, 2008.

[4] Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2013. – с. 53-54, 57-58.