Разработка методики обучения археологической реконструкции на основе 3д-технологий. с 5-7

Глава 1             Теоретические основы археологической реконструкции и 3Д-технологий

1.1      Археология: сущность науки, основные археологические понятия

Исследование древнейшего периода человечества в основном базируется на вещественных источниках и занимается этим специ­альная наука археология.

Разделение истории и археологии является условным. Историческая наука изучает прошлое человечества, развитие человеческого общества и закономерности этого развития. Археология имеет те же цели, а потому является частью истории.[1] Историческая наука имеет в своем распоряжении два вида источников — письменные и вещественные. Археология использует только вещественные источники информации. [2]

Слово «археология» появилось задолго до возникновения самой науки, в Древней Греции и происходит от двух слов: «archaios», что значит «древний», и «logos», что значит «знание». Таким образом, слово «археология» следовало бы перевести как «знание о древностях», что мало отражает ее содержание.[3]

В настоящее время нет единого определения археологии, но общепринято полагать, что это наука, изучающая историю на основании вещественных источников. Отсутствие письменных источников для, древнейшего периода истории — одна из причин обособления археологии в особый отдел истории. Среди других причин — скудость сведений, сообщаемых древними письменными источниками о жизни древних людей. Поэтому археология изучает прошлое до появление информации, полученной из письменных источников.

На своем материале археологи ставят и решают широкие исторические проблемы. Археология изучает историю человечества, историю народов во всей ее конкретности и многообразии. Сложным путем археологи добились умения анализировать древние вещи и сооружения, доказали возможность использования их как исторического источника. Методы анализа вещественных источников существенно отличаются от методов исследования письменных документов. Научное обоснование этих методов и сделало археологию исторической наукой. [4]

Археология последовательно занята поисками определенных археологических памятников, их исследованием (раскопками) и извлечением из полученных источников информации с помощью специфических приемов, лабораторных методов исследований. Поэтому понятие «археологические памятники» является ключевым в археологии.

Археологический памятник — объект материальной культуры, несущий в себе определённый объём информации о прошлом. Синонимом этого понятия считается понятие «артефакт» (artefactum — искусственно сделанное, — продукт человеческой деятельности).

Археологические памятники разнообразны и многочисленны. Каждое древнее погребение, поселение, найденные в них вещи, произведения искусства, постройки, сооружения, даже отбросы — все, что создано человеком, а также останки самих людей представляют собой археологические памятники. Они в той или иной степени хранят историческую «память» о прошлом в виде остатков сооружений, погребений и т.д.[5]

За исключением очень редких случаев, археологические памятники по своей природе более достоверны, чем письменные. Археологическим источником памятник становится после проведения должным образом раскопок со строгим соблюдением методики. У каждого вида памятников есть своя специфика, обусловленная видом и особенностями памятника.

Археологи изучают своими методами археологические источники. Археологические исследования включают в себя как кабинетную или теоретическую часть (работа с документами и артефактами), так и полевую археологию, то есть практические исследования. Археологическое исследование проходит в ряд этапов.  В первую очередь цель археолога найти археологический памятни­к или место его захоронения. После выявления местонахождения археологического памятника археологи занимаются его раскопками. В кабинетных условиях по итогам проведенных работ исследователь пишет научный отчет, включающий текст, фотографии, рисунки и чертежи.[6]

Подавляющее большинство археологических памятников добыто из земли, вернее, из ее культурного слоя. Культурный слой — это исторически сложившаяся система напластований, образовавшаяся в результате деятельности человека. Толщина культурного слоя зависит от многих причин и в разных поселениях различна, колеблясь от нескольких сантиметров до 30-35 м.

Предметы, изучаемые археологами, могут быть найдены главным образом в древних погребениях, или там, где в древности находились поселения.

В процессе работы археологи часто оперируют понятием «археологическая культура». В настоящее время у исследователей нет единого ее определения. Одни археологи понимают ее как совокупность ведущих археологических признаков, другие предлагают иные определения. Наконец, третьи вообще возражают против применения этого термина, отмечая, что разные исследователи придают ему различный смысл, что понятие культуры в повседневной жизни многообразно и противоречиво. И тем не менее без понятия археологической культуры в археологии обойтись крайне трудно, и оно остается одним из основных в этой науке. Более или менее установившимся является признание того, что археологическая культура — это совокупность материальных памятников, объединенных территорией, отрезком времени, общими признаками.[7]

Культурный материал относится исключительно к объектам, созданным благодаря человеческой деятельности, обычно (но не всегда) целенаправленно изготовленным людьми. Чаще всего археологи используют термин «культурный материал» по отношению к своим находкам. Кроме данного термина говорят также об «антропогенном материале».

[1] Ильина Е. 3D-технологии в образовательном процессе. [Электронный ресурс] — Режим доступа: numi.ru›conf/2012-2/02_05_05.doc, свободный. — (Дата обращения — 22.11.2013)

[2] Рыжова Н.И., Королева Н.Ю., Ляш О.И. Виртуальные машины как средство обучения будущих учителей информатики сетевым технологиям // Информатика и образование, 10, 2007. — С.97-100

[3] Мартынов А.И. Археология: Учебник.— 4-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2000. —439 с.

[4] Проблемы и методики трехмерной реконструкции [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nereditsa.ru/3D/article.htm , свободный. — (Дата обращения — 17.12.2013)

[5] Мартынов, А. И. Археология : учебник для бакалавров / А. И. Мартынов. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 460 с.

[6] Дикшит С. К. Введение в археологию. / Перевод с английского М.С. Свиридова. –М.: Иностранная литература, 1950 г.

[7] Авдусин Д. А.Основы археологии: Учеб. для вузов по спец. «Ист. рия». — М.: Высш. шк., 1989. — 335 с.: