Разработка методики обучения археологической реконструкции на основе 3д-технологий. с 11-13

Общепринято, что конечный результатом исследования в археологии является реконструкция исторических процессов, объектов и фактов.

Реконструкция — это метод изучения прошлого, когда на основе собранных данных восстанавливаются полно или фрагментарно архитектурные памятники, а также факты, явления или процессы истории.

Объектом реконструкции являются памятники материальной культуры (артефакты). Задачей археолога при проведении реконструкции является приведение археологических объектов к их прежнему виду и состоянию, и взаимоположению тех частей, которые сохранились. При реконструкции археолог должен дать по возможности полную характеристику древней формы объекта В процессе реконструкции археологические находки должны быть исследованы с художественной и технической точек зрения.[1]

Смежным с понятием реконструкции является понятие реставрация. Основное отличие заключается в том, что реставрация – это внешнее восстановление памятника, а реконструкция – его научное восстановление.[2] Реконструкция, в отличие от реставрации, не предполагает практического восстановления памятника, а представляет собой результат научного исследования, опирающегося на вещественные остатки, письменные свидетельства и может выражаться в научном описании памятника, рисунке, чертеже, макете, модели.

Археологи в исторических реконструкциях руководствуются материалистическим положением о том, что между материальной культурой и социально-экономической жизнью общества существует определенная связь.

В археологии есть два вида реконструкций, относящиеся к двум разным уровням исследования:

  1. реконструкции самих артефактов по их остаткам, или непосредственные реконструкции;
  2. реконструкции человеческой деятельности, отражением которой являются данные артефакты, и на их основе реконструкции самих конкретных обществ прошлого, или опосредованные реконструкции.

Непосредственные реконструкции, по сути, заключаются в восстановлении формы целого по его части. Это реконструкция любого оружия орудия труда, украшения, погребального сооружения или жилого здания. Непосредственные реконструкции имеют огромное значение для формирования археологических источников, которые являются основой дальнейших опосредованных реконструкций. Любая непосредственная реконструкция всегда в той или иной степени условна. Археолог чаще реконструирует наиболее вероятностную форму предмета. Эта реконструкция во многом зависти от степени сохранности артефактов. Чем большая его часть сохранилась, тем ближе реконструкция к оригиналу. Для непосредственного уровня реконструкции возможен эксперимент.

На основании первичной реконструкции, археолог выстраивает новую, вторичную, реконструкцию. Часто вторичную реконструкцию называют реконструкцией образа жизни.

Первый этап опосредованной реконструкции заключается в определении утилитарную функцию исследуемого артефакта. Потом исходя из установленной функции данного предмета, реконструируется, в первую очередь, характер деятельности человека, обладавшего этим предметом. Если это орудие обработки земли, то владевший им человек был земледельцем, или добытчиком уже готовых природных плодов, произрастающих в земле. Необходимо иметь теоретическую схему развития социально-экономических отношений общества в целом, соответствующую уровням развития производительных сил. Исходя из такой схемы, подбирается соответствующая частная модель конкретного общества. С ней сравниваются и на её основе интерпретируются артефакты – материальные остатки деятельности конкретного общества прошлого, а также реконструируется само это общество. Анализ ряда таких обществ прошлого позволит уточнить теоретическую схему развития человечества в целом, в чем и состоит связь теории с практикой.

Реконструкция объекта прошлого, как и любая другая реконструкция, предполагает наличие субъекта, который владеет знанием об этом объекте или классе подобных объектов и о методах их воссоздания. Реконструкция объекта выполняется археологами или искусствоведами, владеющими методами исторического, художественного и эстетического анализа памятников материальной культуры, а также способами перекодирования и фиксирования историко-культурной информации, заложенной в артефактах -предметах материальной культуры (предметы природного происхождения реконструкции и реставрации не подлежат).

На сегодняшний день археология накопила большое количество материала и потому одной из главных ее задач есть реконструирование социально-исторического развития конкретных обществ прошлого (реконструкции функционального назначения предмета, образа жизни конкретного общества, его хозяйственной деятельности, семейно-брачных отношений, социальной структуры). Особенно актуальна эта задача для истории первобытности, где главным источником являются археологические данные.  Реконструкция позволяет создавать исторические модели, которые являются основой для решения проблем истории общества вообще.

В современной археологии становится популярным проведение 3D-реконструкции.

До изобретения 3D-реконструкции большинство важнейших архитектурных ансамблей прошлого документировалось в виде фотографий и чертежей ортогональных проекций сохранившихся структур, причем в этой информации было много нестыковок и ошибок. Сегодня виртуальная реконструкция позволяет качественно изменить картину документирования древних архитектурных сооружений.

[1] Зверев В.В., Лелеков Л.А. Методические рекомендации по реконструкции и реставрации археологических находок. Художественное наследие. Сборник научных трудов. Внеочередной выпуск. ВНИИР. —М., 1989

[2] Предмет и задачи археологии как учебной дисциплины [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://cribs.me/arkheologiya/predmet-i-zadachi-arkheologii-kak-uchebnoi-distsipliny, свободный. — (Дата обращения — 10.12.2013)