Разработка методики обучения археологической реконструкции на основе 3д-технологий. с 14-16

Преимуществом этого вида реконструкции является то, что 3D-модель, позволяет обнаруживать любые ошибки и погрешности реконструирования. В случае воссоздания архитектурных ансамблей прошлого виртуальные технологии используются для того, чтобы представить, как могла выглядеть некогда существовавшая структура, и чтобы в нее точно вписывались все элементы, дошедшие до современного времени. При этом 3D-модели могут исходить не только из геометрических построений, но и из условий прочности, устойчивости и т.п. Кроме того, трехмерные модели могут отображать как архитектурные сооружения, так и иные археологические объекты, доступ к которым ограничен прежде всего во избежание их порчи или разрушения.

На протяжении многих лет средствами полевой археологии собирались данные о некогда существовавших городах. Древние постройки, как правило, сохранились в виде обвалившихся стен. И только с появлением новых информационных технологий появляется возможность реконструировать не только отдельные артефакты (например, римскую Триумфальную арку (рис.1.)), но и целые древние поселения (например, Мохенджо-Даро город цивилизации долины Инда, представленный на рис. 2).[1]

Использование виртуальных технологий в обучении основам археологии чрезвычайно актуально в современную информационную эпоху. Имея набор трехмерных моделей памятников старины, их можно объединить в виртуальную модель и поместить наблюдателя в этот виртуальный археологический экспонат. Такая модель может быть интерактивной, то есть она позволяет наблюдателю осуществлять навигацию в виртуальном пространстве, осматривая некогда существовавшие архитектурные ансамбли и целые древние города. При этом вся ассоциированная информация (археологические, исторические и архитектурные данные, сведения о культуре) доступна любому пользователю компьютера, находящемуся в любой точке земного шара.[2]

Рис. 1.Триумфальная арка Септимия Севера[3]

Рис. 2. Компьютерная реконструкция Мохенджо-Даро (город цивилизации долины Инда)

1.3      Исследование технологии работы 3D принтера и трехмерного сканера

Итак, виртуальная реконструкция в археологии включает в себя два основных типа моделей: компьютерная реконструкция различных исторических процессов и явлений и виртуальная реконструкция трехмерных объектов.[4]

Виртуальная реконструкция трехмерных объектов осуществляется c помощью лазерных сканеров.  [5]

Рассмотрим основные преимущества использования трехмерных сканеров в археологии для реконструкции артефактов. Трехмерные сканеры позволяют зафиксировать форму объекта с высокой точностью и за короткий промежуток времени. 3D сканирование позволяет добиться высокой скорости получения данных об объекте и одновременно с этим повышенной информативности. С помощью такого трехмерного сканера появилась возможность получать высокоточные компьютерные модели реально существующих объектов. В археологии с помощью подобного устройства можно точно восстанавливать и подвергать реконструкции физически устаревшие скульптуры, памятники и постаменты.  Архитектурные съемки включают в себя как внешние (фасадные) измерения, так и внутренние обмеры. Поскольку в одном трехмерном лазерном сканере совмещены технологии измерений тахеометром и фотограмметрическим методом, то полученный материал отвечает важнейшим требованиям архитектурных съемок: детализированность, точность и скорость.

Трёхмерный лазерный сканер позволяет получить 3D модель любого предмета на основе данных, полученных после анализа данного объекта.[6] Полученное в ходе сканирования облако точек имеет гораздо больше возможностей, чем обычный чертеж. Архитекторам для проведения качественной реконструкции, требуется множество сечений, разрезов. И не всегда можно создать такие разрезы с помощью других стандартно используемых технологий. Полученное в ходе сканирования облако точек можно «разрезать» на компьютере в любом направлении. Можно даже получить отчет об общей площади как отдельного элемента, так и всей поверхности здания и подсчитать объем материалов, необходимых для реконструкции.

[1] Кениг А. В. Этноархеология как метод археологических реконструкций (на примере тазовских селькупов). – Екатеринбург– Ханты-Мансийск: издательство АМБ, 2010. – 128 с.

[2] Прохоров А. Компьютерные технологии в археологии [Электронный ресурс] — Режим доступа: //www.compress.ru/article.aspx?id=11301&iid=447, свободный. — (Дата обращения — 22.11.2013)

[3] Триумфальная арка Септимия Севера. По материалам сайта: http://jm.imtw.ru/index.php/galhistory/70-galant/520—3-.html

[4] Бородкин Л. И.Геоинформационные системы и 3d –реконструкции [Электронный ресурс]. URL: <http://www.npstoik>. ru/vio/inside.php?ind=articles &article_key=328 (дата обращения: 10.12.2013).

[5] Фищев А. В. Реконструкция исторического прошлого в виртуальной среде компьютера // Вопросы информатизации образования. №14. 2010

[6] Трехмерный лазерный сканер принцип работы [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.midgart.ru/3d-news-11.html, свободный. — (Дата обращения — 15.11.2013)