Разработка методики обучения археологической реконструкции на основе 3д-технологий. с 32-34

Рис. 8. Виртуальная модель Форума Траяна. Вид на фасад базилики Ульпиа

 

На сегодняшний день от форума сохранилась лишь 38-метровая колонна Траяна. Остатки построек форума сегодня скрыты под улицей Виа деи Фори Империали.

Образцом виртуальной археологической модели является виртуальная реконструкция Колизея, которая позволяет видеть памятник архитектуры таким, каким он был 2000 лет назад.

Специалистами Института Гетти (Getty Conservation Institute) была создана виртуальная реконструкция гробницы Нефертити. Гробница была обнаружена в 1904 году и закрыта в 1950-м во избежание разрушения фресок. После реставрации, проводившейся в 1986-1992 годах, гробница была частично открыта для посещения.

Аржан-2Вольфганг НОЙБАУЭР, Эрих НАУ, Иммо ТРИНКС (LBI ArchPro, Австрия),

Группа австрийских архитекторов по данным археологических исследований произвели виртуальную реконструкцию школы гладиаторов в Карнунте.

Специалисты Национального музея истории Трансильвании и Центра римских исследований создали трехмерную реконструкцию Фортов в провинции Дакия Румынии. Презентация уникального проекта “Etruscanning” состоялась в Музее Ватикана. Отныне здесь будет представлена известная этрусская Гробница Реголини-Галасси, выполненная в технологии 3D.[1]

Трёхмерные реконструкции памятников римского времени в Баварии  на основе геофизических данных

В России имеются только единичные примеры проведения трехмерных реконструкций археологических артефактов. Значительное влияние на распространение внедрения технологий трёхмерного моделирования в сферу исторических исследований оказала деятельность Российской ассоциации «История и компьютер» (АИК).

В России 3D-моделированием памятников археологии занимается Отдел истории античной культуры Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН, г. Санкт-Петербург) совместно с факультетом искусств СПбГУ. Специалистами отдела была произведена реконструкция архитектурных памятников античного Боспорского царства (VI в. до н.э. — III в.).

Ученые с помощью 3D-моделирования воссоздали внешний вид и интерьера моделируемых объектов. Научно обоснованные 3D-реконструкции архитектурных комплексов ИИМК РАН, г. Санкт-Петербург могут использоваться как полноценный исторический источник с высоким уровнем эстетической и исторической достоверности, позволяющий создавать основу для проектирования археологических заповедников под открытым небом, могут использоваться в обучении студентов и школьников, популяризировать археологическое наследие античности, адаптируя научные материалы для представления их в доступном виде.

Историческими 3D-реконструкциями занимается лаборатория мультимедиа факультета искусств СПбГУ. Специалистами лаборатории были созданы 3D-реконструкции Илурата, Старой Ладоги, храма на Нередице, святилищ и склепов Причерноморья.  Специалисты создали большую коллекцию 3D-моделей археологических находок, воссоздающих исторические процессы. Для создания моделей использовался пакет 3Ds Max (9 версия) и программа AutoCAD 2011, позволяющие создавать точные виртуальные модели реальных объектов. Прежде всего, это Илурат — наиболее полно исследованный боспорский город-крепость I-III вв. н.э.[2]

При проведении проекта «Виртуальная трехмерная реконструкция Илурата — боспорского города-крепости IIII в.в. н. э.», наиболее детальная проработка проведена в отношении наиболее значимых строительных комплексов. В ходе проведения виртуальной реконструкции были проанализированы материалы по раскопанным участкам Илурата, и на их основе воссоздано около трех четвертей планировки крепости, сделан прогноз относительно возможной застройки неисследованной части памятника.

,

Рис. 9. Виртуальной реконструкция крепости Илурат

 

Проведена работа по всесторонней, детальной фотофиксации в цифровом формате сохранившихся на городище Илурат архитектурных объектов, а также их фотосьемка на фоне окрестностей (более 200 цифровых фотографий высокого разрешения). Созданы трехмерные компьютерные реконструкции интерьеров, орудий труда, оружия и предметов быта, макета крепости, часть из которых представлена на рис. 9-11.

[1] Уникальный 3D-проект в Музее Ватикана [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://world-archaeology-news.blogspot.ru/2013/11/3d_12.html, свободный. — (Дата обращения — 17.01.2014)

[2] Горончаровский, В.А. Археологическое изучение Илурата / В.А. Горончаровский // Дюбрюкс, П. Собр. соч.: в 2 т. — Т. I. — СПб., 2010.