Управление и оценка бизнеса компании ОАО ММК — страница 26-27

Под ретроспекцией понимают этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этом этапе ведут сбор, хранение и обработку информации, других источников, необходимых для прогнозирования. Здесь осуществляют оптимизацию, как состава источников, так и методов измерения и представления ретроспективной информации, уточняют и окончательно формируют структуру и состав характеристик объекта прогнозирования.

Диагноз представляет собой этап прогнозирования, на котором исследуют систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора методов и моделей прогнозирования. На этапе диагноза анализируют объект прогнозирования, который лежит в основе прогнозной модели.

Проспекция представляет собой этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатывают прогнозы развития объекта, оценивают достоверность, точность или обоснованность прогноза (верификация), а также реализации цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез). На стадии проспекции выявляют недостающую информацию об объекте прогнозирования, уточняют ранее полученную, вносят коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией.

Анализ позволяет установить те факторы, активное воздействие на которые приводит к изменению существующих тенденций и сложившейся обстановки.

Важнейшей методологической предпосылкой прогнозирования является учение об объективном характере экономических законов, которые выступают отражением существенных причинно-следственных связей явлений, выражающих их повторяемость в определенных условиях. Но вместе с тем при прогнозировании необходимо учитывать и неопределенность, обусловленную вероятностным действием экономических законов, неполнотой их знания, наличием субъективного фактора при принятии решений, неполнотой и недостаточной надежностью информации.[1]

Основу методологии прогнозирования и планирования составляют как общие, так и специфические экономические законы воспроизводства общественного продукта. Требования законов обусловливают необходимость соблюдения соответствующих принципов, млн. е. исходных, основополагающих положений и правил. Сознательное применение закономерностей и принципов служит условием получения новых знаний.

Основными принципами планирования в настоящее время являются:

  • оптимальность плановых решений в соответствии с избранными критериями;
  • сбалансированность и пропорциональность показателей в ресурсном, отраслевом, территориальном, общеотраслевом, межотраслевом, внутриотраслевом, внешнеэкономическом разрезах;
  • выделение приоритетов, ведущих звеньев;
  • непрерывность, млн. е. сочетание перспективных и текущих планов, преемственность, корректировка показателей при изменении условий;
  • обоснование резервного (аварийного) варианта плана, предназначенного для выполнения при самых неблагоприятных обстоятельствах[2].

По оценкам некоторых ученых, известно более 150 методов прогнозирования. Базовых в их числе значительно меньше, многие из методов скорее относятся к отдельным способам и процедурам прогнозирования либо представляют собой набор отдельных приемов, отличающихся от базовых методов количе­ством частных приемов и последовательностью их применения.

[1] Антохова И.В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов: Учебное пособие. – Улан –Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004.- С.14

[2] Бархатов В. И., Горшков А. А., Капкаев Ю. Ш., Усачев М. А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. – Челябинск: ЮУрГУ, 2001. C. 14.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *