Управление и оценка бизнеса компании ОАО ММК — страница 36-37

  1. Определенная часть операционных доходов предприятия является источником формирования его чистой операционной прибыли. За счет этой части операционных доходов предприятие формирует фонды производственного развития, резервный, дополнительного материального стимулирования персонала, социальных выплат, выплат собственникам предприятия и млн.п. Реализация этой задачи обеспечивает самофинансирование развития операционной деятельности предприятия на расширенной основе в предстоящем периоде.

Операционные доходы предприятия подразделяются на два основных вида:

  1. Валовой (общий) операционный доход. Он представляет собой общую сумму дохода предприятия от реализации произведенных в процессе операционной деятельности товаров, работ и услуг на протяжении определенного периода, полученного в денежной, материальной и нематериальной формах как на территории данного государства, так и за его пределами.
  2. Чистый операционный доход. Он представляет собой разницу между суммой валового (общего) операционного дохода и суммой налогов, входящих в цену продукции, т.е. уплачиваемых за счет дохода (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор и млн.п.).

Как сумма, так и уровень формируемых предприятием различных видов операционных доходов зависят от ряда факторов. Основные факторы, влияющие на сумму и уровень валового и чистого операционного дохода на предприятиях промышленности и торговли, приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Состав основных факторов, влияющих на формирование суммы и уровня валового и чистого операционного дохода предприятий промышленности и торговли.

I. На предприятиях промышленности II. На предприятиях торговли
1. Уровень цен реализации произведенной продукции. 1. Уровень цен закупки товаров у поставщиков
2. Объем реализации произведенной продукции 2. Уровень цен реализации закупленных товаров покупателями
3. Уровень налогообложения валового операционного дохода 3. Объем товарооборота
  4. Уровень налогообложения валового операционного дохода

Рассматривая приведенные факторы, следует отметить, что они носят агрегированный характер, т.е. складываются под влиянием внешних факторов: емкости соответствующего товарного рынка, уровня конкуренции на нем, номенклатуры производимой (реализуемой) продукции и млн.п. Вместе с тем, изложенные выше факторы позволяют полностью обеспечивать механизм управления формированием валового и чистого операционного дохода предприятия. Основу этого механизма управления составляют:

  • формирование эффективной ценовой политики;
  • планирование операционных доходов.
  • планирование операционных расходов.

Процесс управления операционными затратами на предприятии связан с действием определенных факторов, влияющих на их формирование. Эти факторы весьма многообразны. В процессе управления операционными затратами — их анализе, поиске резервов экономии и планировании — все факторы принято подразделять на две основные группы[1]:

  • зависящие от деятельности предприятия (внутренние факторы);
  • не зависящие от деятельности предприятия (внешние факторы).

1) В системе внутренних факторов, зависящих от деятельности предприятия, выделяют следующие:

  • Объем производства и реализации продукции.
  • Состав производимой и реализуемой продукции.
  • Продолжительность операционного цикла.
  • Уровень производительности труда.
  • Состояние используемых производственных основных фондов.
  • Обеспеченность собственными оборотными активами.

[1] Земская Е. Стратегия роста // Консультант, 2006, N 15.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *