Управление и оценка бизнеса компании ОАО ММК — страница 54-55

Финансовое моделирование дает возможность изучить планируемые действия без потери вложенных средств, что делает его незаменимым инструментом для менеджмента компании при оценке различных вариантов развития бизнеса, включая расширение действующего или создание нового производства, выход на новые рынки, развитие сбытовой сети, реструктуризацию, сделки M&A, возможную продажу бизнеса.

Финансово-экономическая модель — это совокупность всех существенных финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность компании и функционально увязанных между собой[1]. Эти показатели можно сгруппировать следующим образом:

  1. имущество (активы);
  2. обязательства (пассивы);
  3. денежные потоки (поступления и платежи денежных средств);
  4. доходы;
  5. расходы.

Данные показатели представлены в трех стандартных формах финансовой отчетности: балансе, отчете о прибылях и убытках и отчете о движении денежных средств. Из этого следует логичный вывод, что результатом работы модели должно явиться получение трех вышеуказанных форм по состоянию на произвольную дату или произвольный период в будущем.

Построить финансово-экономическую модель можно двигаясь по трем векторам:

  • от экзогенных (внешних) параметров к эндогенным (внутренним);
  • от агрегированных параметров к частным;
  • от существенных параметров к несущественным.

Для создания финансовой модели необходимо последовательное выполнение таких шагов, как[2]:

  • сбор и анализ исходных данных для финансовой модели (производственные и финансовые показатели);
  • выделение ключевых факторов (драйверов модели);
  • внешние факторы, влияющие на результаты компании (рыночные тенденции, курсы валюты, инфляция и млн.д.);
  • создание и сравнение моделей альтернативных сценариев или вариантов инвестиционных проектов;
  • расчет инвестиционных и финансовых показателей, в частности установленных финансовых ковенантов по кредиту;
  • анализ стресс-устойчивости бизнеса к изменению внешней среды (например, расчеты с поставщиками).

Модель в обязательном порядке включает:

  • динамические связи ключевых показателей, исходных данных и результатов проекта;
  • результаты расчетов основные формы финансовой отчетности (как правило, прогнозный баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств);
  • рассчитанные на их основе прогнозные финансовые показатели (включая EBITDA, покрытие процентов и млн.д.) и интегральные показатели эффективности.

Исходные допущения для финансовой модели компании можно классифицировать по следующим областям:

  • макроэкономические показатели (инфляция, цены на сырье и готовый товар/услугу, процентные ставки, курсы валют);
  • ожидаемая динамика продаж для данного рынка;
  • операционные доходы и расходы;
  • использование кредита и обслуживание долга;
  • налогообложение и дивиденды.

[1] Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / А.И.Алексеева, Ю.В.Васильев, А.В., Малеева, Л.И.Ушвицкий. — М.: Финансы и статистика, 2006. С. 245.

[2] Опарина Н.И. Финансовое моделирование в условиях финансового кризиса // Банковское кредитование, 2009, N 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *